История и современное состояние кафедры

Кафедра социальной коммуникации открылась в мае 1999 г. на обновленном факультете философии и социальных наук приказом Ректора БГУ «для обеспечения подготовки студентов по специальности информация и коммуникация, а также активизации научных исследований в области коммуникационных процессов в современном обществе». Первыми сотрудниками кафедры стали О.В. Терещенко (зав. кафедрой), профессор О.Т. Манаев, доцент Н.В. Ефимова, старшие преподаватели Н.А. Елсукова, И.Н. Красавцева, В.В. Фурс, преподаватели И.Ф. Бурина, М.Н. Мазаник, лаборант М.А. Редникина. Созданию кафедры предшествовали напряженная подготовительная работа в рамках белорусско-франко-британского проекта ТЕМПУС (1993-1997), открытие отделения информации и коммуникации на философско-экономическом факультете (1997), а также многолетняя традиция научных исследований в области коммуникации.

Широкие исследования массовой коммуникации начались в Белгосуниверситете с января 1979 г., когда в Проблемной научно-исследовательской лаборатории социологических исследований (ПНИЛСИ), которой заведовал профессор Ю.Г. Юркевич, была создана группа по изучению массовой коммуникации (ГИМК). После реорганизации Лаборатории в 1987 г. ГИМК входит в сектор студенческой молодежи. Основными направлениями его исследований становятся молодежная аудитория СМИ, влияние демократизации на процессы в молодежной среде. В 1989 г. в БГУ организован философско-экономический факультет и создана кафедра социологии. В ноябре 1991 г. в Минске проведен первый международный коллоквиум «Взаимодействие СМИ, власти и общества в процессе демократизации». В работе конференции приняли участие специалисты из США, Канады, Франции, Великобритании, Австрии, Югославии. Минская школа исследований массовой коммуникации получила международное признание. Важным этапом завязавшегося международного сотрудничества стало издание 1993 г. в Киеве монографии на английском языке «Media in Transition: From Totalitarianism to Democracy». В том же 1993 г. независимое издательство АБРИС совместно с ГИМК БГУ проводит в Киеве второй международный коллоквиум «Право на коммуникацию в переходном обществе».

В ноябре 1993 г. в рамках европейской программы TEMPUS II начат совместный трехлетний белорусско-франко-британский проект по открытию в БГУ специальности «Информация и коммуникация». Проект включал программу переподготовки преподавателей БГУ для чтения дисциплин по коммуникации в университетах Франции и Великобритании, обмен студентами и аспирантами, приобретение современной литературы по коммуникации для библиотеки БГУ и учебного оборудования.

В соответствии с международными договоренностями и решением Министерства образования РБ в марте 1996 г. открывается новая специальность «Информация и коммуникация». В сентябре того же года на кафедре социологии БГУ создается секция по информации и коммуникации, а в сентябре 1997 г. на философско-экономическом факультете БГУ открывается отделение информации и коммуникации.

В мае 1999 г. создается кафедра социальной коммуникации, осуществляющая подготовку специалистов по информации и коммуникации (с 2002 г. выпускники отделения получали квалификацию «Специалист по информации и коммуникации. Преподаватель дисциплин по информации и коммуникации»). Публичная презентация кафедры состоялась в сентябре 1999 г. Приглашенные на презентацию французские коллеги встретились с администрацией БГУ, преподавателями кафедры и студентами отделения информации и коммуникации. В результате этих встреч был разработан новый белорусско-франко-испанский проект TEMPUS III (2001-2003 гг.), основными целями которого стали повышение качества образования по специальности «Информация и коммуникация» и распространение международного опыта преподавания коммуникационных дисциплин.
Первый выпуск отделения состоялся в 2002 году. Выпускникам присваивалась квалификация «Специалист по информации и коммуникации. Преподаватель дисциплин по информации и коммуникации». Подготовка студентов осуществлялась по двум специализациям:

  • Информация и коммуникация в организациях
  • Информация и коммуникация в системах массового поведения

Для подготовки специалистов по специализациям были разработаны спецкурсы, обеспечивающие получение глубоких знаний в области: организационной культуры, организационных отношений, управления персоналом и человеческими ресурсами, теорий принятия управленческих решений, ведения деловых переговоров, связей с общественностью, разрешения внутриорганизационных и межорганизационных конфликтов, банковской и коммерческой рекламы, рекламных и маркетинговых исследований. Выпускники специализации по информации и коммуникации в организациях работают в государственных, коммерческих и общественных организациях, аналитических, рекламных и маркетинговых службах, службах по связям с общественностью, обеспечивают информационную поддержку управленческих и экономических решений, поддерживают и налаживают связи организации с общественностью.

Тематическое поле спецкурсов, разработанных для студентов кафедры, специализирующихся в области массовой коммуникации, включает углубленное изучение формирования и функционирования общественного мнения, политэкономии коммуникации, влияние СМИ на личность и общество, медиапланирования, политической и социальной рекламы, социальный менеджмент, ведение политических переговоров, организации и проведения политических и электоральных исследований. Выпускники этой специализации осуществляют свою профессиональную самореализацию в органах государственного управления, политических организациях, СМИ, пресс-службах, службах по связям с общественностью, исследовательских центрах, где занимаются имиджмейкингом, организацией и проведением кампаний.

В 2012 г. «социальные коммуникации» переросли из направления в новую специальность, открытую в БГУ. С 2013 г. порядок подготовки специалистов по социальной коммуникации предусматривает освоение 4-летнего учебного плана (8 семестров), в рамках которого углубленно изучаются базовые курсы по философии, социологии, психологии, экономике, культурологии, обширные общие курсы по теории и методам исследования коммуникации, коммуникационным и информационным процессам в организациях, политической коммуникации, речевой коммуникации и семиотике, конфликтологии, рекламе и маркетинговым коммуникациям, современным коммуникационным технологиям, новым медиа и другим дисциплинам. Выпускники кафедры продолжают образование в вузах России, Нидерландов, Великобритании, США. 

В феврале 2018 года осуществлен первый выпуск магистров специальности «Коммуникативный менеджмент».

Обучение студентов на отделении социальной коммуникации происходит только в дневной (очной) форме. Для поступления сдаются экзамены по обществоведению, истории Беларуси, русскому или белорусскому языку. Конкурс на поступление среди абитуриентов традиционно остается высоким. Наши выпускники востребованны в государственных и коммерческих структурах. По окончании учебы выпускник получает квалификацию «Специалист по социальным коммуникациям».