1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
loading...

Слепович Елена Самойловна

Слепович Елена Самойловна

Доктор психологических наук, профессор

Кафедра психологии

Республика Беларусь 220004 г. Минск ул. Кальварийская 9, 4 этаж к. 428

Тел. кафедры: (+375-17) 259-70-48; e-mail кафедры: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Научные исследования:

Министерство образования Республики Беларусь

"Теоретические основания университетской подготовки психологов к практике коррекционной работы" (руководитель Слепович Е.С., сроки выполнения 2004-2006гг., № госрегистрации 20041250), выполняемой в рамках отраслевой научно-технической программы "Образование и здоровье".

Проекты ЮНИСЕФ

"Анализ ситуации в области оказания услуг детям с особенностями психофизического развития раннего возраста" (руководитель Слепович Е.С., 2005 г.)

 

 

Тезисы:

1. Особенности подготовленности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития к овладению письмом и чтением / Тезисы доклада 7 научной сессии по дефектологии. М: НИИ дефектологии АПН СССР, 1975

2. Словообразование у детей, отстающих в развитии / Тезисы докладов 5 Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. М.: Академия наук СССР, 1974

3. Речевая готовность старших дошкольников к школьному обучению / Психологические проблемы обучения младших школьников. Тезисы докладов конференции. М.: АПН СССР НИИ Общей и педагогической психологии, 1978

4. Динамика речевого развития детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте / Воспитание учащихся специальных школ в процессе овладения основами наук. Тезисы докладов 8 научной сессии по дефектологии. М: НИИ дефектологии АПН СССР, 1979

5. К методике оценки речевой готовности детей с задержкой психического развития к обучению в школе / Психоодиагностика и школа. Тезисы докладов. Таллин, 1979

6. К вопросу о речевой готовности к школьному обучению детей с интеллектуальной недостаточностью / Пути активизации познавательной деятельности аномальных детей. Минск: МГПИ им. А.М. Горького, 1981

7. Некоторые особенности прогнозирования в речи у детей с задержкой психического развития / Особенности познавательной деятельности аномальных детей. Минск: МГПИ им. А.М. Горького, 1982

8. Творческие задания учащимся, испытывающим трудности в обучении, как средства их нравственного воспитания / Теория и практика идейно - нравственного воспитания учащихся. Минск: НИИП МП БССР, 1982

9. Некоторые особенности речевого общения детей с задержкой психического развития / Тезисы Республиканской конференции молодых психологов. Ереван, 1982

10. Опыт организации клинико-психологической помощи детям с отклонениями в развитии в Белорусской ССР / Психологическая служба в школе. Таллин: МП ЭССР, 1983

11. Прогнозирование в речевой деятельности у детей с задержкой психического развития / Проблемы психофизиологии. Диагностика нарушений и восстановление психических функций человека. Тезисы научных сообщений советских психологов к 6 Всесоюзному съезду психологов СССР. Москва: АН СССР, 1983

12. К характеристике игровой деятельности детей с нарушениями поведения при задержке психического развития / Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста/ Тезисы докладов. Ташкент, 1984 (Соавтор - Асанова Н.К.)

13. Анализ сюжетно - ролевой игры как совместной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития / Особенности формирования психических процессов у детей с нарушениями умственного и физического развития. Минск: МГПИ им. А.М. Горького, 1987 (Соавтор - Харин С.С.)

14. Занятия по изобразительному искусству как средство формирования алгоритма деятельности у детей, испытывающих трудности в обучении / Актуальные проблемы эстетики и эстетического воспитания в свете решений. Новополоцк, 1987 (Соавтор - Федоренко Т.А.)

15. Особенности мнемических отношений дошкольников с ЗПР / Актуальные проблемы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Минск, 1988 (Соавторы - Харин С.С., Росошанская Т.Н.)

16. К вопросу о повышении эффективности подготовки студентов - дефектологов / Тезисы докладов Республиканской научно - методической конференции. Ташкент, Укитувчи, 1989 (Соавтор - Рыбалкина Е.А.)

17. Педагогическая практика в специальных дошкольных учреждениях как средство формирования профессиональных умений у студентов - дефектологов / Ташкент, Укитувчи, 1989 (Соавтор: - Калинина Е.М., Турик Г.Г.)

18. О становлении игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития / Тезисы докладов к 7 съезду. М.: Академия наук СССР, 1989

19. Об изучении взаимодействия детей с одинаковыми личными уровнями интеллектуального развития в совместной деятельности / Тезисы 10 научной сессии по дефектологии. М.: НИИ дефектологии АПН СССР (Соавтор - Харин С.С.)

20. Педагогическое руководство процессом развития сюжетно - ролевой игры у старших дошкольников с ЗПР / Профилактика инвалидности, врачебно - трудовая экспертиза и социально - трудовая реабилитация инвалидов в БССР. Минск: МСО БССР, 1990 (Соавтор - Харин С.С.)

21. Некоторые особенности прогноза поведения в ситуации морального выбора у младших школьников с задержкой психического развития / Формирование личности аномального ребенка. Минск, 1990 (Соавтор - Винникова Е.А.)

22. Педагогическое руководство процессом развития сюжетной игры у старших дошкольников с ЗПР / Образование 21 века. Проблема повышения квалификации работников образования. Минск, 1993

23. Особенности самооценки у детей 6-8 лет с нарушениями умственного развития / Образование 21 века. Проблема повышения квалификации работников образования. Тезисы докладов международной конференции. Том 2. Минск, 1993 (Соавтор - Илюкевич А.И.)

24. К вопросу о взаимодействии педагога - дефектолога и ребенка с нарушением умственного развития / Социально- педагогические и правовые аспекты защиты личности ребенка и детских организаций в свете конвенции ООН о правах человека и закона Республики Беларусь "О правах ребенка", т. 2. Минск, 1994

25. К вопросу об изменении отношения государства к особым (аномальным детям) / Социально- педагогические и правовые аспекты защиты личности ребенка и детских организаций в свете конвенции ООН о правах человека и закона Республики Беларусь "О правах ребенка", т.1. Минск, 1994 (Соавтор - Масюкова Н.А.)

26. Содержание психологической работы по предупреждению отклонений в развитии / Дефектологическое образование: новая парадигма. Минск, 1995 (Соавтор - Масюкова Н.А.)

27. Психологический подход к проблемам легких отклонений в развитии ребенка / Развитие психологии личности и педагогических проблем социальной психологии. Минск, 1998

28. Из опыта психологического консультирования детей с легкими отклонениями в развитии / Социально - психологическая реабилитация населения пострадавшего от экологических и техногенных катастроф. Минск, 1998

29. Размышления психолога о легких отклонениях в развитии ребенка / Республиканская конференция по психотерапии. Минск, 1998

30. Некоторые замечания об организации психокоррекционной работы с детьми, имеющими легкие отклонения в развитии / Социально - психологическая реабилитация населения пострадавшего от экологических и техногенных катастроф. Минск, 1999

31. Роль эмоциональных переживаний в формировании экологического сознания личности / Экология Байкала и Прибайкалья. Тезисы докладов Всероссийского научно - практического молодежного симпозиума. Иркутск, 2000 (Соавтор - Гаврилко Т.И.)

32. Формирование экологического сознания личности подростка в контексте развития детей / Экология Байкала и Прибайкалья. Тезисы докладов Всероссийского научно - практического молодежного симпозиума. Иркутск, 2000 (Соавтор - Поляков А.М.)

33. Речевая деятельность детей с легкой интеллектуальной недостаточностью в контексте взглядов А.Р. Лурия / А.Р. Лурия и психология 21 века. Вторая международная конференция, посвященная столетию со дня рождения А.Р. Лурия. Москва, 2002

34. Научная школа Выготского-Лурия-Леонтьева в белорусской специальной психологии / Психология образования сегодня: теория и практика. Минск, 2003 (Соавтор - Поляков А.М.)

35. Проблемы межличностного взаимодействия в системе "учитель-ученик" при подготовке психолога к работе с аномальным ребенком / Психология образования сегодня: теория и практика. Минск, 2003 (Соавтор - Поляков А.М.)

36. Феномен "блокировки интеллекта" в структуре школьной дезадаптации ребенка / Социально-психологическая реабилитация населения. Пострадавшего от экологических и техногенных катастроф. Тезисы IX Международной конф. / Ред.кол.Л.А. Пергаменщик и др. Минск: НИО, 2003 (Соавтор - Поляков А.М.)

37. Способы коммуникации преподавателя и студентов в процессе формирования профессионализма психолога в сфере специальной психологии / Преподаватель-студент: особенности диалога в преподавании социально-гуманитарных дисциплин (тезисы 3 научно-методической конференции). Минск, март 2006. Редколлегия: И.Л.Зеленкова, А.А.Легчилин. - Мн.: БГУ, 2006. - С. 73-75. (Соавтор - Поляков А.М.)

38. "Зона ближайшего развития" в трансляции практики коррекционной работы / Условия и механизмы обеспечения высокого качества подготовки специалистов гуманитарного профиля (тезисы 4-й научно-методической конференции). Минск, 16 марта 2007 года. Редколлегия: И.Л.Зеленкова, А.А.Легчилин. - Мн.: БГУ, 2007. - С.67-70. (Соавтор - Поляков А.М.)

39. О понятии и механизмах воображения / Современная психология мышления: Смысл в познании. Тезисы докладов научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения выдающегося отечественного психолога Олега Константиновича Тихомирова (1933-2001) (Москва, 17-18 октября 2008 г.). М.: Смысл, 2008. - 154-157. (Соавтор - Поляков А.М.)

Статьи:

1. Употребление прилагательных старшими дошкольниками с нарушениями умственного развития / Дефектология 1978, №2

2. О подготовке детей с задержкой в развитии к овладению языком (на бел. языке) / Минск: Народная асвета, 1978, №9

3. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития / Дефектология 1981, №1

4. Шестые Республиканские педагогические чтения в Минске / Дефектология 1982, №2 (Соавтор - Дзюрич Г.А.)

5. Исправление речи у детей / Минск: Народная асвета, 1983

6. Формирование познавательной активности у детей с задержкой психического развития / Формирование познавательной активности школьников в процессе учебной деятельности. Сборник научных трудов. Минск: НИИП МП БССР, 1984 (Соавтор - Харин С.С.)

7. К вопросу об особенностях игровой деятельности детей с задержкой психического развития / Формирование познавательной активности школьников в процессе учебной деятельности. Сборник научных трудов. М: НИИ дефектологии АПН СССР, 1984

8. 7 Республиканские педагогические чтения в Минске / Дефектология, 1984, №4 (Соавтор - Данишевская Т.В.)

9. Опыт оказания помощи детям с задержкой психического развития в Белорусской ССР / Дефектология, 1984, №2 (Соавторы - Гайдук Ф.М., Асанова Н.К.)

10. Особенности изображения фигуры человека в тематических рисунках детей с нарушениями умственного развития / Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями умственного и физического развития. Сборник научных трудов. Минск: МГПИ им. А.М. Горького, 1985 (Соавтор - Федоренко Т.А.)

11. Некоторые особенности общения дошкольников с задержкой психического развития / Генетические проблемы социальной психологии. Минск: Университетское, 1985

12. О речевом общении детей с задержкой психического развития / Формирование и коррекция речи у детей с отклонениями в развитии. Иркутск, 1985

13. Некоторые приемы формирования игровой деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития / Формирование личности дошкольника в различных видах деятельности. Минск: НИИП МП БССР, 1987

14. Особенности общения детей с задержкой психического развития в процессе совместного решения задач / Интеллектуальные нарушения у детей. Сборник научных трудов. Минск: ММИ, 1987 (Соавтор - Харин С.С.)

15. Некоторые особенности изобразительной деятельности младших школьников с задержкой психического развития / Интеллектуальные нарушения у детей. Сборник научных трудов. Минск: ММИ, 1987 (Соавтор - Минц Н.Д.)

16. Интеллектуальные нарушения у детей. / Сборник научных трудов (ред.) Минск: ММИ, 1987 (Соавторы - Сорокина Т.Т., Гайдук Ф.М.)

17. Становление сюжетно - ролевой игры как совместной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития / Дефектология, 1988, №6 (Соавтор - Харин С.С.)

18. Дидактическое взаимодействие детей с одинаковыми и разными уровнями интеллектуального развития в ходе совместной продуктивной деятельности. / Дефектология, 1990, №5 (Соавтор - Харин С.С.)

19. От неприятия до милосердия (на бел. яз) / Начальная школа, 1992, №2 (Соавтор - Масюкова Н.А.)

20. Ребенок с задержкой психического развития в вашем классе (на бел. яз) / Начальная школа, 1992, №6 (Соавтор - Масюкова Н.А.)

21. Ребенок с задержкой психического развития в вашем классе (на бел. яз) / Начальная школа, 1992, №7 (Соавтор - Масюкова Н.А.)

22. К проблеме социализации лиц с нарушениями интеллекта в Белоруссии (на бел. яз) / Образование и воспитание, 1993, №5 (Соавтор - Гацев С.С.)

23. Использование ассоциативного эксперимента при изучении речевой деятельности первоклассников, отстающих в развитии / Дефектология, 1993, №6 (Соавтор - Конышко С.И.)

24. "Психология аномального ребенка" в системе подготовки практических психологов / Психология, 1996, вып. 2

25. Возвращаясь к Челпанову / Человек, 1996, №2

26. Экспертное заключение на проект "Психологические условия переподготовки школьных практических психологов на базе АО" / Экспертиза образовательных практик. Минск, 1997

27. Психологическое знание и психологическое образование / БГУ: университетское образование в условиях смены образовательных парадигм. Минск, 1997 (Соавтор - Полонников А.А.)

28. "Психология аномального ребенка" в системе подготовки практических психологов (авторский курс) / Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. М., 1998

29. От принятия к развитию / Ж.: Материнство, 1998

30. Становление моральной регуляции поведения у детей с задержкой психического развития / Дефектология, 1999, №1 (Соавтор - Винникова Е.А.)

31. Размышления специалиста об авторской практике "Психология ребенка с аномальным развитием" / Образовательные практики: амплификация маргинальности. Минск: БГУ, 2000

32. Культурно - историческая теория Л.С. Выготского как основание современной психологии ребенка с аномальным развитием / Развитие психологии в Беларуси: история и современность. Сборник статей Республиканской научной конференции. Минск: БГПУ им. М. Танка, 2001 (Соавторы - Гаврилко Т.И., Поляков А.М.)

33. Психологическая структура задержки психического развития церебрально - органического генеза / Избранные научные труды Белорусского государственного университета. Минск: БГУ, 2001

34. Психология ребенка с аномальным развитием как практика психологии Л.С. Выготского: подходы к построению и трансляции / Минск: Вестник БГУ, 2001, №3

35. Кризис репрезентативных систем и перспективы психологических практик / Теоретические и прикладные аспекты кризисной психологии. Минск, 2001 (Соавтор - Полонников А.А.)

36. Психология ребенка с аномальным развитием как практика психологии Л.С. Выготского / Психологическая практика: проблемы и перспективы. Минск, 2002 (Соавторы - Гаврилко Т.И., Поляков А.М.)

37. Размышления о воображении в контексте психологической практики " Психология ребенка с аномальным развитием" / Идеи университета: парадоксы самоописания. Минск, 2002

38. Формирование профессионального мышления в системе университетской подготовки психологов (на примере психологической практики работы с аномальным ребенком) / Многоступенчатое университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Минск, 2003т (Соавтор - Поляков А.М.)

39. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития / Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. СПб, 2003 (Соавтор - Винникова Е.А.)

40. Некоторые приемы формирования сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с задержкой психического развития / Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. СПб, 2003

41. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития / История психологии в Беларуси: Хрестоматия. - Мн., 2004. - С. 276-286.

42. Некоторые особенности общения дошкольников с задержкой психического развития / История психологии в Беларуси: Хрестоматия. - Мн., 2004. - С. 286-293.

43. Коммуникативный аспект формирования профессионализма при подготовке специалиста в сфере специальной психологии / "Коммуникативный поворот" современного образования. - Мн.: БГУ, 2004. (Соавторы - Поляков А.М., Давидович А.А., Дьяков Д.Г.)

44. Позиционирование как механизм воображения у детей в норме и при отклонениях в психофизическом развитии / Возрастная и педагогическая психология: Сб. науч. тр. Вып. 6 / Бел. гос. пед. ун-т им. М.Танка. - Мн., 2005. (Соавтор - Поляков А.М.)

45. Особенности психологического описания отклонений в психофизическом развитии ребенка в специальной психологии. / Ноумен: сб. науч. работ по философии и социальным наукам. Вып.6/ред. совет: А.И.Зеленков (пред.) [и др.]; редкол.: А.В.Рубанов (гл.ред.) [и др.]. - Мн.: Изд. центр БГУ, 2006. - С. 95-105. (Соавтор - Поляков А.М.)

46. Развитие продуктивной деятельности как условие социализации и задача психологической помощи детям с отклонениями в психофизическом развитии. / Веснiк Гродзенскага дзяржаунага унiверсiтэта iмя Янкi Купалы. Серыя 4 Правазнауства, Псiалогiя. 2006. - 1 (42). - С.79-84. (Соавтор - Поляков А.М.)

47. Белорусская специальная психология: преемственность и новации. / Журнал практического психолога. - 2006. - №6. - С. 61-75. (Соавтор - Поляков А.М.)

48. Модульная организация курса специальная психология как практики коррекционной работы / Современная теория и практика специального образования./Сб. науч. тр. в 3 ч. Ч.1./Ред. кол. Н.Н.Баль, И.В.Зыгманова. - Мн.: БГПУ, 2006. - С. 88-96. (Соавтор - Поляков А.М.)

49. Символ как форма существования ценностно-смыслового поля практики специальной психологии / Вучоныя запіскі Брэстскага дзяржаўнага універсітэта імя А.С.Пушкіна [тэкст]: Зб. навук. прац: у 2 т. - Брэст: выд-ва БрДУ, 2006. - С. 131-140. (Соавтор - Поляков А.М.

50. Механизмы продуктивной умственной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью / Розетовский сборник: сб. науч. ст. / под ред. Я.Л.Коломинского, А.А.Полонникова. - Минск: Изд. центр БГУ, 2007. - С. 70-82. (Соавтор - Поляков А.М.)

51. Практика специальной психологии и основные закономерности психического развития ребенка / Возрастная и педагогическая психология: сб. науч. тр. Вып. 7. - Бел. гос. пед. ун-т им. М.Танка. - Минск: БГПУ, 2007. - С. 47 - 56. (Соавтор - Поляков А.М.)

52. Воображение у детей с отклонениями в психофизическом развитии / Сборник научных трудов (международный межвузовский выпуск). Т. II. / Сост.: М.Н.Русецкая, О.Г.Приходько. - М.: МГПУ, 2008. - С. 301 - 310 (Соавтор - Поляков А.М.)

53. Условия становления субъектности как основы социализации ребенка / Возрастные закономерности социализации личности: Сб. науч. тр. / Бел.гос.пед. ун-т им. М.Танка. Редкол. Н.С.Старжинская [и др.]. - Минск: БГПУ, 2008. - С.57 - 60. (Соавтор - Поляков А.М.)

54. Практико-ориентированный подход к анализу отклонений в психофическом развитии ребенка / Е.С. Слепович, А.М. Поляков // Веснiк Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта. сер. 3, Гісторыя, Філасофія, Паліталогія, Сацыялогія. Эканоміка. Права. - 2009. - №1. - С.72-79. 

Методические пособия:

1. Психолого-педагогическое и логопедическое обследование умственно отсталых детей. Методические рекомендации. / М.: РИУУ МП БССР, 1979 (Соавторы - Ермилова К.Г., Алексина Л.М., Зайцева Л.А., Процко Т.А.)

2. Особенности речи детей с задержкой психического развития и пути их исправления. Методические рекомендации / М.: РИУУ МП БССР, 1980

3. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Методические рекомендации / М.: РИУУ МП БССР, 1982

4. Некоторые особенности произвольного оперирования речью старшими дошкольниками / Подготовка детей к обучению в школе. Минск: НИИП МП БССР, 1982

5. Подготовка детей к обучению в школе / Минск: НИИП МП БССР, 1982 (Соавтор - Старжинская Н.С.)

6. Обследование детей с задержкой психического развития в условиях медико-педагогической комиссии. Методические рекомендации / Минск: РИУУ МП БССР, 1984 (Соавтор - Гайдук Ф.М.)

7. Пути совершенствования педагогического развития в старших группах детского сада / Минск: НИИП МП БССР, 1985 (Соавтор - Старжинская Н.С.)

8. Формирование личности дошкольника в различных видах деятельности / Минск: НИИП МП БССР, 1987 (Соавтор - Старжинская Н.С.)

9. Психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития. Примерная программа по самообразованию / Минск: РИУУ МНО БССР, 1989 (Соавтор - Морозова Л.С.)

10. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Книга для чтения / Минск: Народная асвета, 1989

11. Формирование у дошкольников с задержкой психического развития представлений о себе и других лицах. Методические рекомендации / Минск: НИИП МНО БССР, 1989 (Соавтор - Харин С.С.)

12. Работа психолога в системе оказания помощи детям с задержкой психического развития от 1 до 7 лет / Минск, 1992 (Соавтор - Масюкова Н.А.)

13. Ребенок с задержкой психического развития: психологический портрет / Минск, 1996

14. Коррекция психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью: методические рекомендации / Мн.: Детский Фонд ООН, 2006. - 96 с. (Соавтор - Поляков А.М.)

Методические рекомендации

1. Инструктивно - методическое письмо о порядке направления на медико-педагогическую комиссию детей, стойко неуспевающих на первом году обучения в общеобразовательной школе и детских дошкольных учреждениях (№10/679) / Минск: МП БССР, 1986 (Соавтор - Шинкаренко В.А.)

2. Умственное воспитание детей с задержкой психического развития в процессе дидактической игры. Методические рекомендации / Минск: РИУУ МП БССР, 1986

Монографии:

1. Игровая деятельность детей - дошкольников с задержкой психического развития / М.: Педагогика, 1990

2. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии / СПб.: Речь, 2008. - 247 с. (Соавтор - Поляков А.М.)

Материалы конференций:

1. Становление социальных норм у младших школьников с задержкой психического развития / Психологическая наука и общественная практика/ Сборник материалов научно - практической конференции. Ч. 2. Минск, 1993 (Соавтор - Винникова Е.А.)

2. К вопросу об изучении динамики межличностных отношений учащихся начальных классов вспомогательной школы / Психологическая наука и общественная практика/ Сборник материалов научно - практической конференции. Ч. 2. Минск, 1993 (Соавтор - Гаурилюс А.И.)

3. Специфична ли психология аномального ребенка? / Материалы к 100 - летию Л.С. Выготского. Минск, 1997

4. Психологический подход к проблемам легких отклонений в развитии ребенка / Развитие психологии личности и педагогических проблем социальной психологии// Материалы республиканской научно - практической конференции. Минск: БГПУ, 1998

5. Некоторые проблемы подготовки будущих психологов к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии / Сборник материалов 2 Международной научно - практической конференции "Вузовская наука, промышленность, международное сотрудничество". Минск, 1998

6. Система психокоррекционной работы с детьми с ЗПР церебрально - органического генеза / Актуальные педагогические проблемы социальной психологии// Материалы международной научно - практической конференции. Т.2. Минск, 1998

7. Некоторые аспекты задержки психического развития у детей в условиях нестабильного социума / Стратегия устойчивого развития и перспективы цивилизационной динамики на рубеже веков // Материалы республиканской научно - практической конференции. Часть 2. Минск, 1998

8. Четыре родительские позиции в адрес ребенка, имеющего отклонения в развитии / Психология и дети: рефлексия по поводу защиты прав ребенка. Материалы международной научно - практической конференции. Минск: БГПУ, 1999

9. Вызов многообразия и проблема психологического метода / Социально - психологическая реабилитация населения пострадавшего от экологических и техногенных катастроф: Материалы 7 Международной конференции. Мн.: Технопринт, 2000 (Соавтор - Полонников А.А.)

10. О преподавании коррекционной психологии как практики работы с аномальным ребенком / Современные проблемы формирования у учащихся и студентов культуры мышления и умственного труда// Материалы республиканской научно - практической конференции. Минск, 2000

11. Теоретические основания образования детей с отклонениями в развитии / Современные проблемы формирования у учащихся и студентов культуры мышления и умственного труда// Материалы республиканской научно - практической конференции. Минск, 2000

12. О подготовке психолога к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии / Социально - психологическая реабилитация населения пострадавшего от экологических и техногенных катастроф: Материалы 7 Международной конференции. Мн.: Технопринт, 2000

13. Теоретические основания модели коррекционной работы с дошкольниками с задержкой психического развития / Актуальные вопросы детско-подростковой психиатрии и психотерапии: Материалы конференции. Минск, 2000

14. Коррекционная психология как практика отечественной психологии / Университетское психологическое образование: оценка ситуации и возможные перспективы: Материалы проблемно - разработческого семинара. Мн.: Технопринт, 2000 (Соавторы - Поляков А.М., Гаврилко Т.И.)

15. Попытка рефлексии опыта подготовки медицинских психологов к работе с аномальным ребенком / Университетское психологическое образование: оценка ситуации и возможные перспективы: Материалы проблемно - разработческого семинара. Мн.: Технопринт, 2000 (Соавторы - Поляков А.М., Гаврилко Т.И.)

16. О преподавании коррекционной психологии как практики работы с аномальным ребенком / Современные проблемы формирования у учащихся и студентов культуры мышления и умственного труда. Материалы Республиканской научно - практической конференции. Минск: БГУ, 2000

17. Некоторые аспекты профессиональной деформации личности психолога / Социально - психологическая реабилитация населения пострадавшего от экологических и техногенных катастроф: Материалы Международной конференции. Минск, 2001 (Соавторы - Гаврилко Т.И., Поляков А.М.)

18. Особенности коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития / Стратегии коммуникативного поведения. Материалы докладов международной научной конференции. Часть 2. Минск, 2001

19. О подготовке психологов к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии / Социально - психологическая реабилитация населения пострадавшего от экологических и техногенных катастроф: Материалы Международной конференции. Минск, 2002

20. Вызов многообразия и проблема психологического метода / Социально - психологическая реабилитация населения пострадавшего от экологических и техногенных катастроф: Материалы Международной конференции. Минск, 2002 (Соавтор - Полонников А.А.)

21. Понятие "социализации" и психологическая структура интеллектуальной недостаточности / Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: проблемы и перспективы. Минск, 2003 (Соавтор - Поляков А.М.)

22. Продуктивная деятельность в структуре социализации подростков с интеллектуальной недостаточностью / Материалы 11 Международного Конгресса "Молодое поколение ХХ1 века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья. // Под ред. А.А.Северного, Ю.С. Шевченко. Минск, 3-6 ноября 2003 (Соавтор - Поляков А.М.)

23. Уровни формирования профессионального мышления коррекционного психолога / Материалы Республиканской научно-практической конференции "Инновации в университетской подготовке дефектологов в контексте реализации требований образовательного стандарта". Минск, 18-19 ноября 2003. Мн., 2003 (Соавтор - Поляков А.М.)

24. Нейропсихологический метод как средство дифференциальной диагностики различных вариантов задержки психического развития / История психологии в Беларуси: состояние, перспективы развития. / Материалы 2-ой Межд. конф. Минск, 2003 (Соавтор - Давидович А.А.)

25. Идеи А.Р. Лурии в психологической практике работы с детьми с особенностями психофизического развития / История психологии в Беларуси: состояние, перспективы развития. Материалы 2-ой Межд. конф. Минск, 2003 (Соавтор - Кастюк Н.В.)

26. Формирование воображения как условия профессиональной деятельности психолога (на материале преподавания курса "Психология ребенка с аномальным развитием") / Новационные методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин: Материалы науч.-метод. конф. Минск, 24-25 марта, 2004г. / Редкол.: И.Л.Зеленкова (отв. ред.) и др. - Мн., 2004. - с.67-70. (Соавтор - Поляков А.М.)

27. Теоретические основания психокоррекционной работы с дошкольниками с легкой интеллектуальной недостаточностью / Феномен детства: социально-педагогические и медико-психологические проблемы: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию факультета дошкольного образования./Под общ. ред. М.Э.Чеснокова. - Брест: Изд-во ОО БРГУ им.Пушкина, 2004. - с.161-164. (Соавторы - Поляков А.М., Гаврилко Т.И.)

28. Некоторые проблемы интеграции детей с интеллектуальной недостаточностью в общеобразовательную среду / Психолого-педагогические проблемы развития речемыслительной деятельности детей с особенностями психофизического развития: Материалы междунар. науч.-практ. конференции, посв. 75-летию со дня рождения К.Г.Ермиловой. - Мн.: НИО, 2004. - с.206-209. (Соавтор - Поляков А.М.)

29. Формирование профессионального мышления психолога в процессе освоения специальной психологии / Стратегические приоритеты развития современного образования: Материалы междунар. науч. конф. - Мн.: НИО, 2004. (Соавтор - Поляков А.М.)

30. Контролируемая самостоятельная работа как средство формирования профессионализма в сфере специальной психологии / Контролируемая самостоятельная работа студентов: состояние и перспективы: материалы II науч.-методич. конф. Минск. 17 марта 2005г./редкол.: И.Л.Зеленкова, А.А.Легчилин. - Мн.: БГУ, 2005. (Соавтор - Поляков А.М.)

31. Концепция построения учебного курса "Специальная психология" / Подготовка дефектологов в системе высшей школы: состояние, перспективы развития: материалы Междунар. Науч.-метод. Семинара, Минск, 18-19 мая 2005г. / Бел.гос.пед.ун-т им. М.Танка; редкол. Н.Н.Баль [и др.]. - Мн.: БГПУ, 2005. (Соавтор - Поляков А.М.

32. Некоторые проблемы развития специальной психологии как психологической практики в Беларуси. / Традиции и перспективы развития психологии в Беларуси: материалы респ. науч.-практ. конф. молодых ученых по психологии, Брест, 28 апр. 2006г./Брест. гос. ун-т им. А.С.Пушкина, психол.-пед.фак., каф. психологии. - Брест: Изд-во БрГУ, 2006. - С. 158-162. (Соавтор - Поляков А.М.)

33. Описание психологической структуры интеллектуальной недостаточности в культурно-исторической психологии. / Актуальные проблемы теоретической и практической психологии в свете идей Л.С.Выготского (к 110-летию со Дня рождения ученого: 1896-2006): материалы Междунар. науч.-практ. конф., г.Минск, 16-18 нояб. 2006г./Бел. гос. пед. ун-т им. М.Танка; редкол. Л.А.Кандыбович [и др.]; Л.Н.Рожина (науч. ред.). - Мн.: БГПУ, 2006. - С.137-138. (Соавтор - Поляков А.М.)

34. Практика специальной психологии: теоретические основания / Психология перед вызовом будущего: Материалы научной конференции, приуроченной к 40-летнему юбилею факультета психологии МГУ. 23-24 ноября 2006 г. - М.: МГУ, 2006. - С. 138-140. (Соавтор - Поляков А.М.

35. Социализация и адаптация детей с особенностями психофизического развития / Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: проблемы и перспективы: материалы II Междунар. науч. конф., 26 окт. 2007 г., Минск / редкол.: И.А.Фурманов (отв. ред.) [и др.]. - Минск: Изд. центр БГУ, 2007. - С. 227-229. (Соавтор - Поляков А.М.)

36. О некоторых перспективах коррекционной работы с умственно отсталыми детьми / Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: проблемы и перспективы: материалы II Междунар. науч. конф., 26 окт. 2007 г., Минск / редкол.: И.А.Фурманов (отв. ред.) [и др.]. - Минск: Изд. центр БГУ, 2007. - С. 225-227. (Соавтор - Навицкая В.М.)

37. "Мишени" формирования профессионализма психолога-практика, работающего с детьми с особенностями психофизического развития / Стратегические ориентации процесса преподавания в современных условиях. Тезисы 5-й научно-методической конференции Факультета философии и социальных наук БГУ. Минск, 21 марта 2008 года. В 2-х частях. Часть 2. - Мн.: БГУ, 2008. - С. 25 - 27. (Соавтор - Поляков А.М.)

38. Исследование субъектных проявлений психики у детей с особенностями психофизического развития в белорусской специальной психологии / Специальное образование: традиции и инновации: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г.Минск, 10-11 апр. 2008 г./ Бел.гос.пед.ун-т им.М.Танка. - Минск: БГПУ, 2008. - С. 282 - 285. (Соавтор - Поляков А.М.)

Брошюры:

1. Анализ ситуации в области оказания услуг детям с особенностями психофизического развития раннего возраста. / Развитие детей в раннем возрасте. Ситуационный анализ. - Мн.: Детский Фонд ООН, 2006. - С. 86-96. (Соавтор - Поляков А.М.)

Учебные пособия:

1. Специальная психология: учеб.-метод. пособие. / Мн.: БГПУ, 2005. (Соавторы - Поляков А.М., Давидович А.А., Дьяков Д.Г.)

2. Психология: пособие для студентов БГУ, обучающихся по спец. гуманит. и естественнонауч. профиля / И.А.Фурманов [и др.]; под общ. ред. И.А.Фурманова. / Минск: БГУ, 2007. - 259 с. (Соавторы - Фурманов И.А., Агеенкова Е.К., Вайнштейн Л.А., Водейко Р.И., Войт О.В. и др.)

Учебные программы:

1. Психология развития. Учебная программа для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-23 01 04 "Психология" / Минск, 2008. - 12 с. (Соавтор - Поляков А.М.)

2. Специальная психология. Учебная программа для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-23 01 04 "Психология" / Минск, 2008. - 12 с. (Соавтор - Поляков А.М.)