Polyakov HD PBT 9263

Поляков Алексей Михайлович

Доктор психологических наук, профессор

Кафедра общей и медицинской психологии

Республика Беларусь 220004 г. Минск ул. Кальварийская 9, 7 этаж к. 731

Тел. кафедры: (+375-17) 259-70-71; e-mail кафедры: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

E-mail сотрудника: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Профиль в Google Академия

Научные исследования

Министерство образования Республики Беларусь

  1. «Теоретические основания университетской подготовки психологов к практике коррекционной работы» (руководитель Слепович Е.С., сроки выполнения 2004-2006гг., № госрегистрации 20041250), выполняемой в рамках отраслевой научно-технической программы «Образование и здоровье».
  2. «Психология здоровья: теория и практика» (руководитель Слепович Е.С., сроки выполнения 2005-2010гг., № госрегистрации 20061247).
  3. «Социализация субъекта на разных этапах онтогенеза» (руководитель Фурманов И.А., сроки выполнения 2011-2015гг., № госрегистрации 20120899).
  4. Задание 04 «Разработать научно-методическое обеспечение психокоррекционной, коррекционной и профориентационной работы с детьми с особенностями психофизического развития» (сроки выполнения: 2012 – 2016, № госрегистрации 20123155) Госпрограммы «Развитие специального образования в Республике Беларусь на 2012-2016 гг.»
  5. «Субъект-субъектная коммуникация как фактор социализации и психического развития индивида» (руководитель Фурманов И.А., сроки выполнения 2016-2020гг., № госрегистрации 20162479).
  6. Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований
  7. «Становление открытой идентичности в системе непрерывного образования» (руководитель Поляков А.М., сроки выполнения 2003-2005гг., № госрегистрации 20031513).
  8. «Развитие субъектности у детей с особенностями психофизического развития» (руководитель Поляков А.М., сроки выполнения 2010-2012 гг., № госрегистрации 20101559).
  9. «Психологическая помощь лицам с нарушениями сознания в условиях трансформации субъект-субъектного взаимодействия» (руководитель Поляков А.М., сроки выполнения 2021-2025 гг., № госрегистрации 20212847).

Проекты ЮНИСЕФ

«Анализ ситуации в области оказания услуг детям с особенностями психофизического развития раннего возраста» (руководитель Слепович Е.С., 2005 г.)

 

Основные публикации:

  1. Психология развития: учеб. пособие для студентов психол. и пед. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Мн.: ТетраСистемс, 2006. - 304 с.
  2.  Психология развития. Учебная программа для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-23 01 04 "Психология" / Минск: БГУ, 2008. - 12 с. (Соавтор - Слепович Е.С.)
  3. Специальная психология. Учебная программа для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-23 01 04 "Психология" / Минск: БГУ, 2008. - 12 с. (Соавтор - Слепович Е.С.)
  4. Коммуникативный аспект формирования профессионализма при подготовке специалиста в сфере специальной психологии / "Коммуникативный поворот" современного образования: Сб.науч.статей. - Мн.: Пропилеи, 2004. - С. 273-292. (Соавторы - Слепович Е.С., Дьяков Д.Г.)
  5. Позиционирование как механизм воображения у детей в норме и при отклонениях в психофизическом развитии / Возрастная и педагогическая психология: Сб. науч. тр. Вып. 6 / Бел. гос. пед. ун-т им. М.Танка. - Мн.: БГПУ, 2005. - С. 223-229. (Соавтор - Слепович Е.С.)
  6. Символ как условие продуктивного действия / Вопросы психологии. - №1. - 2006. - С. 63-73.
  7. Анализ ситуации в области оказания услуг детям с особенностями психофизического развития раннего возраста. / Развитие детей в раннем возрасте. Ситуационный анализ. - Мн.: Детский Фонд ООН, 2006. - С. 86-96. (Соавтор - Слепович Е.С.)
  8. Символическая функция сознания как основа развития субъектности / Философия и социальные науки. - 2007. - № 4. - С. 61 - 69. (Начало); 2008. - № 1. - С. 76 - 80. (Продолжение)
  9. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии / СПб.: Речь, 2008. - 247 с. (Соавтор - Слепович Е.С.)
  10. Переживание символического содержания произведений искусства у воспитанников детского дома на этапе среднего детства / Дефектология - 2008. - № 1. - С. 53 - 60. (Соавтор - Литвин Д.Г.)
  11. Практико-ориентированный подход к анализу отклонений в психофизическом развитии ребенка / Вестник Белор. Гос. ун-та. Серыя 3: Гiст., Фiлас., Псiхал., Палiтал., Сацыял., Экан., Права. - 2009. - №1. - С. 72-79. (Соавтор - Слепович Е.С.)
  12. Роль символической функции сознания в становлении субъектности / Психология человека в современном мире. Том 2. Проблема сознания в трудах С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе, Л.С.Выготского. Проблема деятельности в отечественной психологии. Исследование мышления и познавательных процессов. Творчество, способности, одаренность / Ответственные редакторы А.Л.Журавлев и др. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - С. 51 - 59.
  13. Практика специальной психологии: проектирование и трансляция (работа с детьми с легкой интеллектуальной недостаточностью) / Мн.: БГУ, 2009. - 245 с. (Соавтор - Слепович Е.С.)
  14. Воображение как построение замысла и его механизмы / Вучоныя запіскі Брэсцкага дзяржаўнага універсітэта імя А.С. Пушкіна. - 2009. - Вып. 5. - Ч. 1. - С. 69-76. (Соавтор - Слепович Е.С.)
  15. Особенности целеобразования у подростков с интеллектуальной недостаточностью / Вопросы психологии.- 2009. - № 6. - С. 23 - 33.
  16. О понятии и механизмах воображения / Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика: Материалы VI Международной конференции. В 2 томах / Под. ред. проф. Л.И.Ларионовой. - Иркутск, 2009. - Том. 1. - С. 161 - 169. (Соавтор - Слепович Е.С.)
  17. Проблемное поле сферы оказания услуг детям с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь: взгляд психолога / Псiхалогiя - 2010 - № 1 - С. 20 - 24. (Соавтор - Слепович Е.С.)
  18. Символическое опосредование продуктивного действия / Збiрнiк наукових праць Iнституту психологii iм. Г.С.Костюка АПН Украiни "Актуальнi проблеми психологii" у 12 томах / За ред. В.О.Моляко. - Т. 12. - Вип. 10. - Ч. I. - Житомир: Вид-во ЖДУ iм. I. Франка, 2010. - С. 141 - 150.
  19. Понятие, механизмы и развитие воображения / Збiрнiк наукових праць Iнституту психологii iм. Г.С.Костюка АПН Украiни "Актуальнi проблеми психологii" у 12 томах / За ред. В.О.Моляко. - Т. 12. - Вип. 10. - Ч. I. - Житомир: Вид-во ЖДУ iм. I. Франка, 2010. - С. 176 - 183. (Соавтор - Слепович Е.С.)
  20. Поляков, А. М. Субъект и символ / А. М. Поляков. – Минск : БГУ, 2014. –. 255 с.
  21. Поляков, А.М. Символическая функция сознания и его субъект / А.М. Поляков // Психологический журнал : ежеквартальное научно-практическое издание / учр.: Республиканский центр проблем человека. - 2010. - № 2(26). - С. 12-21.
  22. Специальная психология: учеб. пособие (рекомендовано Министерством Образования Республики Беларусь) / Е.С. Слепович, А.М. Поляков, Т.В. Горудко, Т.И. Гаврилко, Е.А. Винникова; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. – Минск: Выш. шк., 2012. – 511 с.
  23. Символическая функция в структуре сознания (части 1 и 2) / А.М. Поляков // Философия и социальные науки. – 2010. – № 3. – С. 24–30; 2011. – № 1. – С. 77–85.
  24. От субъекта деятельности к субъекту отношений, от знака к символу: экспериментальное исследование символической функции сознания / А.М. Поляков // Вестник МГЛУ. Серия 2. Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. – 2011. – № 1 (19). – С. 59–69.
  25. Представления о норме и патологии как фактор практической деятельности психолога, работающего с детьми с отклонениями в психическом развитии / Е.С. Слепович, А.М. Поляков // Вестник МГЛУ. Серия 2. Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. – 2011. – № 1 (19). – С. 69–75.
  26. Символ как форма существования и трансляции ценностно-смыслового поля практики специальной психологии / Е.С. Слепович, А.М. Поляков // Вестник МГЛУ. Серия 2. Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. – 2012. – № 1 (21). – С. 83–92.
  27. Символическая представленность эмоций у старших дошкольников с задержкой психического развития / А.М. Поляков, А.П. Купцова // Психологический журнал. – 2012. – № 1–2 (31–32) – С. 90–94.
  28. Типы символической организации опыта субъекта / А.М. Поляков // Психологический журнал. – 2013. – № 1–2. – С. 16–21.
  29. Методика изучения развития символической функции сознания / А.М. Поляков // Культурно-историческая психология. – 2016. – Том 12, № 2. – С. 59–68.
  30. Осознание субъектной реальности младшими школьниками и подростками с задержкой психического развития / А.М. Поляков, П.С. Сергеева // Философия и социальные науки. – 2016. – № 3. – С. 94–99.
  31. О редукции символической реальности у подростков с задержкой психического развития (на примере понимания притч) / А.М. Поляков // Актуальные проблемы социализации учащейся молодежи [Электронный ресурс] : сб. науч. ст. / Бел. гос. ун-т; под общ. ред. И.А. Фурманова. – Электрон. дан. (11Мб). – Минск, 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  32. Понятие «психологический диагноз» и его применение в диагностике отклонений в психическом развитии ребенка / Е.С. Слепович, А.М. Поляков // Спецыяльная адукацыя. – 2014. – № 3 (98). – С. 3–17.
  33. Проблемы и перспективы развития теоретического и практико-ориентированного знания в современной специальной психологии / Е.С. Слепович, А.М. Поляков, Т.И. Синица // Спецыяльная адукацыя. – 2015. – № 3 (104). – С. 3–9.
  34. Целевые установки родителей, способствующие социализации ребенка с отклонениями в развитии / Е.С. Слепович, А.М. Поляков // Ученые записки факультета специального образования: сб. науч. ст. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка; науч. ред. С.Е. Гайдукевич [и др.]. – Минск, 2016. – С. 44–55.
  35. Программа психологической коррекции субъект-субъектного взаимодействия и развития символической функции сознания у школьников с трудностями в обучении / А.М. Поляков // Спецыяльная адукацыя. – 2017. – № 3. – С. 3–16.
  36. Развитие знаково-символического опосредствования у ребенка / А.М. Поляков // Право. Экономика. Психология. – 2017. – № 3 – С. 107-114.
  37. Проблема развития субъект–субъектного взаимодействия у ребенка / А.М. Поляков // Системная психология и социология. – 2017. ‑ № 4 (24). – С. 42‑52.
  38. Психологическая диагностика в клинике: учебное пособие Утверждено Министерством образования Республики Беларусь / Ю.Г. Фролова [и др.]. – Минск: Выш. шк., 2017. – Разделы 1.2, 1.4. – С. 11 – 31; 71 – 107.
  39. Психология развития. Учебная программа для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-23 01 04 «Психология»: утверждена Министерством образования Республики Беларусь 03.05.2016г. Рег. № ТД-Е.691/тип. - Минск: БГУ, 2016. – 20 с.
  40. Специальная психология. Учебная программа для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-23 01 04 «Психология»: утверждена Министерством образования Республики Беларусь 03.05.2016г. Рег. № ТД-Е.690/тип. - Минск: БГУ, 2016. – 20 с.
  41. Слепович, Е. С. Культурно-исторический подход к определению нормального и аномального психического развития ребенка / А.М. Поляков, Е.С. Слепович // Системная психология и социология. – 2017. ‑ № 4 (24). – С. 18‑27. Режим доступа: https://yadi.sk/i/SbiCTFN13ZSYG7
  42. Поляков, А.М. Развитие субъект–субъектного взаимодействия и опосредствованияу ребенка / А.М. Поляков // Системная психология и социология. – 2017. ‑ № 4 (24). – С. 42‑52. 
  43. Поляков, А.М. Коррекция субъект-субъектных отношений и развитие символической функции сознания у школьников с трудностями в обучении / А.М. Поляков // «Современные проблемы психологии»: Межвузовский сб. науч. ст. с международным участием. – Минск: БГУ, 2018. – С. 179‑195. 
  44. Слепович, Е.С. Инклюзия и школа будущего: от стандартизации к индивидуальному образованию / Е.С. Слепович, А.М. Поляков // "Современные проблемы психологии": Межвузовский сб. науч. ст. с международным участием. – Минск: БГУ, 2018. – С. 279‑290. 
  45. Поляков, А.М. Динамическая структура эстетического переживания / А.М. Поляков, М.В. Пугач // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. – 2019. ‑ № 2. – С. 115 – 121. 
  46. Психологическая диагностика и коррекция отклонений в развитии у детей: учеб.-метод. пособие / Слепович Е.С. [и др.]; под ред. Е.С.Слепович, А.М.Полякова. ‑ Минск: БГУ, 2019. – 295 с. (Гриф УМО).
  47. Поляков А.М. Взаимодействие со сверстниками и развитие символической функции сознания у школьников с задержкой психического развития // Дефектология. – 2020. ‑ № 1. – С. 25‑33.
  48. Слепович Е.С., Поляков А.М. Взаимодействие с ребенком с отклонениями в психофизическом развитии как основа оказания ему психологической помощи // Дефектология. – 2020. ‑ № 2. – С. 34‑41.
  49. Поляков А.М., Клышевич Н.Ю. Особенности личности и социального взаимодействия белорусских студентов // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. – 2020. ‑ № 2. – С. 114‑123. Режим доступа: https://journals.bsu.by/index.php/philosophy/article/view/2132
  50. Слепович Е.С., Поляков А.М. Инклюзивное образование в контексте проблемы развивающего сотрудничества // Актуальные проблемы формирования психолого- педагогической культуры будущих специалистов. Межвузовский сборник научных статей с международным участием. Выпуск 9. – Барановичи: БарГУ, 2020. – С. 256‑265.
  51. Поляков А.М., Бельская А.С. Особенности целеобразования у детей 9-11 лет с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Профессиональные представления: Ежегодный сб. науч. тр. преподавателей, докторантов и аспирантов. – Ростов-на-Дону: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Южный федеральный университет". – 2020. – С. 33‑39.
  52. Поляков А.М. Типы нарушений деятельности человека // Зейгарниковские чтения. Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 18–19 ноября 2020 г. / Под ред. Холмогоровой А.Б., Пуговкиной О.Д., Зверевой Н.В., Рощиной И.Ф., Рычковой О.В., Сирота Н.А. – М. ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. – С. 312‑316.
  53. Слепович Е.С., Поляков А.М. Проблема целостности психологического диагноза при выявлении отклонений в психическом развитии ребенка // Зейгарниковские чтения. Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 18–19 ноября 2020 г. / Под ред. Холмогоровой А.Б., Пуговкиной О.Д., Зверевой Н.В., Рощиной И.Ф., Рычковой О.В., Сирота Н.А. – М. ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. – С. 491‑495.
  54. Поляков А.М., Бельская А.С. Особенности целеобразования у детей 9-11 лет с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Образование, наука и технологии: актуальные вопросы, инновации и достижения, сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, 30 апреля 2020 г. / Под общ. ред. Туголукова А.В. – Москва: ИП Туголуков А.В., 2020 – С. 93-98.
  55. Поляков А.М. Применение культурных форм в развивающих психологических практиках // Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: субъект-субъектная коммуникация как фактор социализации индивида [Электронный ресурс] : материалы V Междунар. науч. конф., Минск, 23–24 окт. 2020 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: И. А. Фурманов (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2020. – С. 216-221.
  56. Слепович Е.С., Поляков А.М. Проблема границ профессионального знания психолога, оказывающего помощь детям с отклонениями в развитии // Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: субъект-субъектная коммуникация как фактор социализации индивида [Электронный ресурс] : материалы V Междунар. науч. конф., Минск, 23–24 окт. 2020 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: И. А. Фурманов (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2020. – С. 264-269.
  57. Психология высшей школы в Союзном государстве. Учебно-методическое пособие для вузов / М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович [и др.]; под ред. С.Л.Кандыбовича, Т.В.Разиной. – 6-е изд., перераб. и доп. Минск: Харвест, 2019. – 672 с. (параграфы 7.1; 7.2; 8.4; 8.5; 10.1; 10.3; 12.3. Объем 2 п.л.) (Рекомендовано УМО по гуманитарному образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов учреждений высшего образования II ступени обучения)
  58. Психологическая диагностика отклонений в развитии у детей: пос. для педагогов-психологов, реализующих образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С.Слепович, А.М.Полякова. Минск: Национальный институт образования, 2020. 144 с. Гриф МО.
  59. Психологическая коррекция отклонений в развитии у детей: пос. для педагогов-психологов, реализующих образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С.Слепович, А.М.Полякова. Минск: Национальный институт образования, 2021. 184 с. Гриф МО.
  60. Специальная психология: учебник / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. Минск: Выш. шк., 2021. – 527 с. (Гриф Министерства образования)
  61. Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий, определений, терминов: учебно-методическое пособие для вузов / под ред. С.Л. Кандыбовича, А.Д. Короля, Т.В. Разиной. – 6-е изд, перераб. и доп. – Минск: Харвест, 2021. – 864 с. (Подготовлено 27 статей лично и в соавторстве) (Гриф УМО)
  62. Polyakov Alexey M. The Use of Symbols by Elementary Schoolchildren and Adolescents with Learning Disabilities as Tools of Awareness of Subjective Reality // Education and Self Development, Volume 17, № 1, 2022. P. 110-119. DOI: 10.26907/esd.17.1.10. (ВАК, РИНЦ, SCOPUS). URL: http://dx.doi.org/10.26907/esd.17.1.10
  63. Поляков А.М., Навицкая-Гавриленко В.М. К 70-летию со дня рождения Елены Самойловны Слепович // Дефектология. - 2021. - № 5. - С. 72-77. (ВАК, РИНЦ)
  64. Слепович Е.С., Поляков А.М. Суеверия и идеалы современной специальной психологии // Альманах Института коррекционной педагогики. 2022. Альманах № 47 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-47/sueveriya-i-idealyi-sovremennoj-speczialnoj-psixologii (ВАК, РИНЦ)
  65. Слепович Е.С., Поляков А.М. О предмете специальной психологии // Альманах Института коррекционной педагогики. 2022. Альманах 3 47 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-47/on-the-subject-of-special-psychology (ВАК, РИНЦ)
  66. Слепович Е.С., Поляков А.М. Понятие «психологический диагноз» и его применение в диагностике отклонений психического развития // Альманах Института коррекционной педагогики. 2022. Альманах № 47 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-47/the-concept-of-psychological-diagnosis-and-its-application-in-the-diagnostics-of-abnormal-mental-development (ВАК, РИНЦ)
  67. Поляков А.М. Развитие символического опосредствования субъект-субъектного взаимодействия у школьников с задержкой психического развития как фактор предупреждения социальной дезадаптации // Альманах Института коррекционной
    педагогики. 2022. Альманах № 47 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-47/the-development-of-symbolic-mediation-of-interpersonal-ralations-in-school-children-with-learning-disabilities-as-a-factor-of-prevention-of-social-dezadaptation (ВАК, РИНЦ)
  68. Поляков А.М. Символическое опосредствование субъект- субъектных отношений у школьников с задержкой психического развития как фактор предупреждения социальной дезадаптации // Дети. Общество. Будущее: сборник научных статей по материалам III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века» : сборник статей. — Т. 2. – Москва: КНОРУС, 2020. – С. 262–264. DOI: 10.37752/9785406029398-82
  69. Polyakov A.M. The Development of Consciousness in the Context of the Problem of Sigh and Symbolic Mediation // Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya = Cultural-Historical psychology, 2022. Vol. 18, no. 2, pp. 4-12. doi:10.17759/chp.2022180201; Поляков А.М. Развитие сознания в контексте проблемы знакового и символического опосредования // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 2. С. 4-12. doi:10/17759/chp.2022180201 (Scopus, Web of Science).
  70. Слепович Е.С., Поляков А.М. Построение отношений и взаимодействияя ребенка с задержкой психического развития со сверстниками и взрослыми как основа инклюзивного образования // Дефектология. - 2022. - № 4. - С. 7-13.
  71. Поляков А.М. Сознание и деятельность: развитие и нарушений. Минск: БГУ, 2022. - 195 с.
  72. Поляков А.М. Психологическое здоровье личности в контексте проблемы развития и нарушений сознания // Психологическое здоровье личности: теория и практика: сборник статей Международной научно-практической конференции. 10-11 ноября 2021 г. / под ред. И.В. Белашевой, А.С. Лукъянова. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2021. - С. 44-48.
  73. Polyakov, A.M. (2022). Development of symbolic Meditation of Subject-To-Subject Interaction and Relationships in Schoolchildren with Special Needs: Theoretical Foundations and Practical Experience in the Selected Works of Russian, Belarus, and Polish Scholars (pp. 169-180). Cham, Switzerland: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-031-13646-7_18 ;
    https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-031-13646-7 (Scopus)