Фурманов Игорь АлександровичЗаведующий кафедрой социальной и организационной психологииДоктор психологических наук, профессор Кафедра социальной и организационной психологии Республика Беларусь 220004 г. Минск ул. Кальварийская 9, 4 этаж к. 430 Тел. кафедры: (+375-17) 259-70-48; e-mail кафедры: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Тел. раб.: (+375-17) 259-70-49.
|
Монографии:
1. Агрессивность и ее проявления в детском возрасте. – Минск, 1994. – 24 с.
2. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
6. Психологическая работа с детьми, лишенными родительской опеки: книга для психологов. – Мн.: Тесей, 2007. – 320 с. (соавтары Аладьин А.А., Фурманова Н.В.).
7. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2007. – 480 с.
9. Психологические проблемы агрессии в социальных отношениях. - Брест : БрГУ. 2014. - 261 c.
Учебная литература:
1. Психолого-педагогическое обеспечение индивидуальной работы по предупреждению асоциального поведения учащихся профтехучилищ: Методическое пособие. – Минск, 1991. – 104 с. (соавтары Пергаменщик Л.А., Аладьин А.А., Отчик С.В.)
2. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе: Методическое пособие. – Минск, 1991. – 154 с. (соавтары Пергаменщик Л.А., Аладьин А.А., Отчик С.В.)
3. Педагогу о взаимодействии с учащимся в воспитательном процессе: Методическое пособие. – Минск, 1993. – 60 с. (соавтор Аладьин А.А.)
7. Социально-психологические проблемы поведения. Курс лекций. – Мн.: БГУ, 2001. – 88 с.
8. Психология. Курс лекций: В 2 ч. Ч. 1. / Под общ. ред. И.А. Фурманова, Л.Н. Дичковской, Л.А. Вайнштейна. – Мн.: БГУ, 2002. – 170 с.
9. Общая психология. Курс лекций: В 2 ч. Ч. 1. – Мн.: БГУ, 2003. – 156 с. (рекомендовано Редакционно-издательским советом БГУ)
12. Психология депривированного ребенка: Пособие для психологов и педагогов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 319 с. (соавтор Фурманова Н.В.)
14. Общая психология: Учебное пособие. – Мн.: Тессей, 2005. – 368 с. (Допущено Минобразования РБ в качестве учебного пособия для студентов психологических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования) (соавторы Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А, Трухан Е.А.)
15. Психология: Пособие для студентов БГУ, обучающихся по спец. гуманит. и естественнонауч. профиля / И.А. Фурманов [и др.] ; под общ. ред. И.А. Фурманова. – Минск: БГУ, 2007. – 259 с.
16. Общая психология Учебник. – Минск: Соврем. шк., 2009. – 512 с. (соавторы Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А.)
17. Основы психологии: Учебное пособие .– Минск: Соврем. шк., 2011.– 496 с. (Допущено Минобразования РБ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений) (соавторы Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А. и др.)
23. Судебно-психологическая экспертиза / Электронный ресурс : учеб.-метод пособие. - Минск : БГУ, 2015. (соавтор И.Е.Метлицкий)
25.Юридическая психология /Учеб.-метод.пособие. – Минск : БГУ, 2017.– 131 c.(соавтор И. Е. Метлицкий)
28. Психология активности и поведения. Учебное пособие.– Минск: РИВШ., 2019.– 224 с.
29.Психология эмоций и мотивации // Учебное пособие.– Минск: РИВШ., 2022.– 244 с.
Учебные программы, учебно-методические комплексы
1. Современные психологические теории нарушений поведения у детей и подростков: Учебная программа: Психология / Сб. программ учебных дисциплин. – Ч. 2. – Минск: БГПУ, 1998. С. 97-112.
2. Основы групповой психотерапии: Программно-методический комплекс для студентов вечерней и заочной форм обучения. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2000. – 12 с. (соавтор Фурманова Н.В.)
3. Основы психологии и педагогики: Учебная программа для высших учебных заведений. – Мн.: РИВШ БГУ, 2000. – 20 с. (Утверждена Министерством образования РБ 19.11.2000, Рег. № ТД-88/тип) (соавторы Жук А.И., Казимирская И.И. и др.)
4. Педагогика и психология высшей школы: Учебная программа для высших учебных заведений. – Мн.: РИВШ БГУ, 2003. – 20 с. (Утверждена Министерством образования РБ 11.07.2003, Рег. № ТД-287/тип) (соавторы Жук А.И., Казимирская И.И. и др.)
7. Основы психологии и педагогики: Учебная программа для высших учебных заведений. – Мн.: РИВШ БГУ, 2007. – 56 с. (Утверждена Министерством образования РБ 05.08.2007, Рег. № ТД-СГ.006/тип.) (соавторы Жук А.И., Казимирская И.И. и др.)
8. Общая психология: Учебная программа для студентов, обучающихся по специальности 1-23 01 04 "Психология". – Мн.: БГУ, 2008. – 22 с. (Утверждена Министерством образования РБ 28.12.2007, Рег. № ТД-Е.055/тип.) (соавторы Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А.)
9. Типовая учебная программа "Общая психология" для студентов, обучающихся по специальности 1-23 01 04 "Психология" // Психология.–№ 3, 2008.– С. 44–47, №2, 2009.– С. 20–22. (соавторы Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А.)
10. Психология: электронный учебно–методический комплекс (build 11.12.2009 г.). (соавторы Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А. и др.)
11.Педагогика и психология высшей школы: типовая учебная программа для учреждений высшего образования по специальностям второй ступени высшего образования.–Мн.: РИВ, 2011.– 40 с. (Утверждена Министерством образования РБ 18.07.2011, Рег. № ТД-СГ.019/тип.) (соавторы Жук А.И., Казимирская И.И. и др.)
12. Психология активности и поведения {Электронный ресурс] : курс лекций. – Электрон. текстовые дан. – Минск : БГУ, 2012. – Загл. с экрана. - №003222122012. Деп. в БГУ 22.12.2012.
Статьи:
1.Интегративная групповая психотерапия агрессивного поведения подростков.
2. Детская агрессивность: аффективно-динамический подход.
3. Стили семейного воспитания, стимулируюшие развитие агрессивности ребенка.
4. Нравственная регуляция агрессивного поведения детей.
6. Насилие над детьми: сходство и различие психологических последствий.
7. Аффективно-динамическая теория адаптации.
8. Психологические последствия насилия над детьми.
9. Оценка эмоционального состояния детей-сирот при различных условиях оздоровления.
10. Стратегии коммуникативного контроля в межличностном взаимодействии.
11. Взаимосвязь психологического насилия и эмоционального состояния супругов в семье.
12. Физические наказания в семье и их последствия.
13. Проблема агрессии на рабочем месте.
14. Социальные репрезентации форм психологического насилия в супружеских отношениях в добрачный период.
16. Эндогенные и экзогенные факторы эстафеты агрессии и насилия в семье.
17. Структура дисциплинарных воздействий при разрешении родительско-детского конфликта.
18. Дисциплинирование ребенка: тактики разрешения родительско-детского конфликта.
19. Психологические факторы насилия над родителями.
20. Виктимизация детей в школьной среде.
21. Возрастные различия в виктимизации школьников со стороны одноклассников и учителей.
23. Согласованность тактик разрешения родительско-детского конфликта при дисциплинировании ребенка.
24. Виктимизация школьников со стороны одноклассников /
29. Организация и перспективы развития экстренной психологической помощи в структуре МЧС// Вестник Командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь.– №2 (14), 2011.– С. 96–104.
30. Виктимизации школьников со стороны одноклассников и учителей// AsistenţaPsihologică, Psihopedagogică şiSocială cafactoraldezvoltăriisocietăţii // Conferinţa ştiinţifică internaţională (16 dec. 2011) / Ed. coord, şt. Igor Racu; col. red.: Carolina Perjan, Verdeş Angela, Bodorin Cornelia (et. al.). – Ch.: S.n.–Vol. 1. – 2011 – Р. 32–37.
31. Межпоколенная эстафета агрессии и насилия в семье: эндогенные и экзогенные факторы // Вестник БГУ.– Серия 3, № 1, 2009.– С.67-72.
32. Феномены садизма и мазохизма: Историческая эволюция представлений / И.А. Фурманов, Т.О. Кулинкович // Психологический журнал. –№ 4 (12), 2006.– С. 22–28.
33. Социальные репрезентации форм психологического насилия в отношении жен в белорусских и американских семьях: кросс–культурные различия// Межкультурное взаимодействие в современной образовательной среде: состояние, проблемы, перспективы: Мат. Междунар. науч.–практ. конф. (11ноября 2011 года) / Нац. Ин–т образования; отв. ред. А.С. Лаптенок, А.А.Павильч.– Минск: НИО, 2011.– С. 120–127.
38. Аффективно-динамическая модель агрессивного поведения // Психологические проблемы агрссии в социальных отношениях: Монография / и.А.Фурманов [и др.] ; под науч. ред. И.А.Фурманова ; Брест. гос. ун-т им. А.С.Пушкина, Белорус. гос. ун-т. - Брест : БрГУ, 2014. - С. 5-20
39. Аттитюды к проявлению насилия в социальных отношениях: разработка опросника насильственных установок // Психологические проблемы агрессии в социальных отношениях: Монография / И.А.Фурманов [и др.] ; под науч. ред. И.А.Фурманова ; Брест. гос. ун-т им. А.С.Пушкина, Белорус. гос. ун-т. - Брест : БрГУ, 2014. - С. 146-157
40. Гендерные различия в тактиках разрешения родительско-детского конфликта в белорусских и китайских семьях // Психологические проблемы агрессии в социальных отношениях: Монография / И.А.Фурманов [и др.] ; под науч. ред. И.А.Фурманова ; Брест. гос. ун-т им. А.С.Пушкина, Белорус. гос. ун-т. - Брест : БрГУ, 2014. - С.206-216
41. Возрастные и половые различия в стратегиях поведения в конфликте школьников подросткового и юношеского возраст // Психологические проблемы агрессии в социальных отношениях: Монография / И.А.Фурманов [и др.] ; под науч. ред. И.А.Фурманова ; Брест. гос. ун-т им. А.С.Пушкина, Белорус. гос. ун-т. - Брест : БрГУ, 2014. - С. 231-240
42. Влияние сюжетов мультфильмов насильственного содержания на агрессивности и атрибуцию враждебности школьников в период среднего детства // Психологические проблемы агрессии в социальных отношениях: Монография / И.А.Фурманов [и др.] ; под науч. ред. И.А.Фурманова ; Брест. гос. ун-т им. А.С.Пушкина, Белорус. гос. ун-т. - Брест : БрГУ, 2014. - С. 240-254
72.Вариативность тактик разрешения родительско-детского конфликта при дисциплинировании ребенка в семье // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: Сб. науч. трудов Междунар. науч.-практ. конф. –Ереван: Российско-Армянский университет, 2019.– С. 402–407.
93.Личностные детерминанты любовных аттитюдов китайских студентов // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Серыя 3. Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. – Том 13. – № 1.– 2023. – С. 136 –146. https://e.lanbook.com/journal/issue/337001.
94.Совладание с завистью в служебных отношениях субъектов с различными характеристиками психосоциальной адаптации // Социальная и экономическая психология.–. 2023. –Том 8. –№ 1(29).– С. 197–219. https://rep.polessu.by/bitstream/123456789/28537/1/Sovladanie_s_zavist%27iu.pdf
a. http://soc-econom-psychology.ru/engine/documents/document1131.pdf
95.Гендерные различия во взаимосвязях личностных черт «Большой пятерки» и «Темной триады» у китайских студентов. // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология –2023.–.№ 2.– С. 74-83. https://journals.bsu.by/index.php/philosophy/article/view/5446/5486.
96.Влияние показателей социокультурной адаптации, социальной поддержки и стратегий совладающего поведения на состояние психического здоровья китайских студентов. // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. – 2023.– № 2.– С. 108-118. https://elib.bsu.by/handle/123456789/301752.
97.Гендерные различия в мотивации любовных отношений китайских студентов. // Веснік Брэсцкага ўніверсітэта. Серыя 3. Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. – 2023. – № 1. – С. 122–131. https://www.brsu.by/sites/default/files/vesnik/filologiya._pedagogika._psihologiya.pdf.
98.Личностные детерминанты сексуальной мотивации китайских студентов. // Право. Экономика. Психология. – 2023. – № 2(30). – С. 29–38. https://rep.vsu.by/handle/123456789/39368.
99.Агрессия и нарушения поведения у детей: что нужно знать родителям и педагогу // Выхаванне i дадатковая адукацыя . – 2023.– №1. – С. 36–42. https://per.nlb.by/bel/zhurnaly/?select=preset-year&preset-year=2023&source=2841.
100.Гендерные отличия в сексуальной мотивации личности в различные возрастные периоды ранней взрослости // Психологический Vademecum: Профессиональный рост личности в поликультурной среде: региональный аспект : сборник научных статей / Витеб. гос. ун-т ; под ред. С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи, С.Ф. Пашковича. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2023. – С. 379–383. https://rep.vsu.by/handle/123456789/41110.
Англоязычные статьи:
1. Gender and cross-cultural differences in manifestations of psychological abuse in marital relations.
3. Relationship between psychological violence and emotional state couples in family.
4. Victimisation in Workplace Relations.
5. Expressive and instrumental social representations of aggression: responses to provoking scenarios.
6. Aggression in Belarusian's incarcerated adult male offenders.
7. Valutazione dello stato emotivo dei bambini orfani in diverse condizioni di cura// Esiste ancora il problema Chernobyl? Problemi e prospettive dell’ospitalita/ Congresso Internationale.– Roma, 1997.– P. 51–56.
8. Levels of regulation of aggressive behavior//12th European Conference on Personality.University of Groningen, The Netherlands , 18.7.-22.7.2004. Conference Abstracts / Boele De Raad, Karen Van Oudenhover–Van der Zee (Eds.). - Groningen : Pabst Science Publishers, 2004.– p. 113.
9. Personal determinants of prosocial behavior: gender differences//12th European Conference on Personality.University of Groningen, The Netherlands , 18.7.-22.7.2004. Conference Abstracts / Boele De Raad, Karen Van Oudenhover–Van der Zee (Eds.). - Groningen : Pabst Science Publishers, 2004.– p. 114.
Руководство научными исследованиями:
Министерство образования РБ
1. Методологические и методические принципы психолого-педагогической диагностики учащихся разных возрастных групп (1991–1993 г.г.).
2. Разработка положений об областной и городской службе социально-психологической помощи и поддержки молодежи и молодой семьи (1993 г.).
3. Психопрофилактика и коррекция деструктивного поведения учащихся (1994–1996 г.г.).
4. Научно–практические основы внешкольной психолого–педагогической помощи учащимся с отклонениями в социальном развитии (1994–1996 г.г.).
5. Психолого–педагогические основы социального воспитания (1995-1999 г.г.).
6. Психологическое обеспечение воспитательного процесса учащихся спецучреждений (1997–1999 г.г.).
7. Разработать психокоррекционные программы и организационно–методическое обеспечение психологической помощи детям с отклонениями в поведении и развитии (1997–2000 г.г.).
8. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в спецучреждениях системы образования (1997-2000 г.г.).
9. Методологические и теоретические проблемы психологии семьи (2000 –2002 г.г.).
10. Разработка электронного учебно-методический комплекс «Основы психологии» по дисциплине «Основы психологии и педагогики» для всех специальностей в соответствии с новыми образовательными стандартами (2009.г.).
11. Разработка и создание в учреждениях образования системы предупреждения и профилактики насилия, выявления признаков насилия в отношении несовершеннолетних, оказания психолого-педагогической помощи детям, потерпевшим от преступлений и правонарушений (2018.г.).
Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований
1. Психологические проблемы адаптации вынужденных мигрантов на территории Республики Беларусь и пути их коррекции (2005 – 2007 г.г. Грант конкурса проектов фундаментальных поисковых исследований "НАУКА-2005").
2. Создание системы психологических технологий первичной профилактики психосоматических заболеваний учащейся и студенческой молодежи (2013-2015 г.г. Грант конкурса проектов фундаментальных поисковых исследований "НАУКА-2013").
Государственные программы
1. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция поведения и личностного развития детей в условиях школьного и семейного воспитания (1991–1995 г.г.) в Государственной программе «Охрана материнства и детства в условиях воздействия последствий катастрофы на ЧАЭС».
2. Мониторинг психосоциального статуса и разработка эффективных методик психологической реабилитации пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС (1996–2000 г.г.) в Государственной программе ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы на 1996-2000 годы.
3. Мониторинг психического состояния детей, проживающих на загрязненных территориях, в процессе оздоровления в Президентской программе «Дети Беларуси» (подпрограмма «Дети Чернобыля» (2000 г.).
4. Разработать учебно-методическое обеспечение преподавания в вузах дисциплины «Общая психология» для специальности Е 1–230104 – Психология (2004 - 2005г.г.) в Государственной программе развития социально-гуманитарных наук на 2003-2005 годы.
5. Разработать научно-методическое основы стандартизации психологического образования для специальности Е 1–230104 – Психология (2005 г.) в Государственной программе развития социально-гуманитарных наук на 2003-2005 годы.
6. Отношение личности к экономическим инновациям (2006 -2010 г.г.) в Государственной программе прикладных научных исследований на 2006–2010 годы «Экономика и общество».
7. Исследование психологических особенностей, анализ причин, последствий и профилактика агрессивного взаимодействия в современных социальных отношениях, обеспечивающих безопасность Республики Беларусь в политической и гуманитарной сферах (2006-2010 г.г.) в Государственной программе прикладных научных исследований на 2006–2010 годы «Национальная безопасность».
8. Исследовать состояние противоправного поведения несовершеннолетних в Республике Беларусь, разработать научное сопровождение социальной и психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, а также концептуальные подходы к прогнозированию противоправного поведения несовершеннолетних (2006 -2010 г.г.) в Государственной программе «Дети Беларуси» Подпрограмма «Дети и закон. Воспитание личности» на 2006 -2010 г.г.
9. Разработать и внедрить в учреждениях системы образования, труда и социальной защиты, обороны, внутренних дел, культуры, работающих с семьями, детьми и молодежью образовательно-воспитательные программы (курсы по выбору, факультативы) и их методическое обеспечение по профилактике насилия в семье, коллективе, обществе и формированию навыков ненасильственного разрешения конфликтов» в Президентской программе «Дети Беларуси» (подпрограмма ”Социальная защита семьи и детей“) (2008 г.).
10. Разработка психологических и психофизиологических критериев и индикаторов профессионального отбора и определения профессиональной пригодности военных летчиков» (2019г., ГПНИ «Информатика, космос и безопасность», подпрограмма «Научное обеспечение безопасности человека, общества и государства»).
Проекты ЮНИСЕФ
1. Общенациональное исследование по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь под эгидой ЮНЕСКО (2007–2008 г.г.).
2.Оценка ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь(2017–2018 г.г.).
Научные интересы
- Психологические и социально–психологические проблемы агрессивного поведения.
- Психологические проблемы человеческого поведения.
- Психологические и социально-психологические проблемы адаптации.
- Диагностика и психологическая коррекция нарушений личностного развития и поведения детей, подростков и взрослых.
- Психологические механизмы регуляции мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сфер личности детей и подростков.
- Психологические проблемы семьи и детско-родительских отношений.