Фурманов Игорь Александрович

Фурманов Игорь Александрович

Заведующий кафедрой социальной и организационной психологии
Доктор психологических наук, профессор

Кафедра социальной и организационной психологии

Республика Беларусь 220004 г. Минск ул. Кальварийская 9, 4 этаж к. 430

Тел. кафедры: (+375-17) 259-70-48; e-mail кафедры: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Тел. раб.: (+375-17) 259-70-49.

Профиль в Google Академия

Монографии:

1. Агрессивность и ее проявления в детском возрасте. – Минск, 1994. – 24 с.

2. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.

3. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста. – Минск: НИО, 1997. – 198 с.

4. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: Книга для психологов. – Минск: Тесей, 1999. – 224 с. (соавтары Аладьин А.А., Фурманова Н.В.).

5. Психологическая особенности детей, лишенных родительского попечительства. – Минск: Тесей, 1999. – 160 с. (соавторы Аладьин А.А., Фурманова Н.В.).

6. Психологическая работа с детьми, лишенными родительской опеки: книга для психологов. – Мн.: Тесей, 2007. – 320 с. (соавтары Аладьин А.А., Фурманова Н.В.).

7. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2007. – 480 с.

8. Общенациональное исследование по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь. – Минск: В.И.З.А. Групп, 2010.– 156 с. (соавтары Аладьин А.А. и др.)

9. Психологические проблемы агрессии в социальных отношениях. - Брест : БрГУ. 2014. - 261 c.

10. Первичная профилактика психосоматических заболеваний с помощью системы психолоигческих технологий // И.А.Фурманов [ и др. ]; под ред. И.А.Фурманова ; М-во образования РБ, Гом. гос. ун-т им. Ф.Скорины. - Гомель : ГГУ им. Ф.Скорины, 2015. - 221 с.

 

Учебная литература:

1. Психолого-педагогическое обеспечение индивидуальной работы по предупреждению асоциального поведения учащихся профтехучилищ: Методическое пособие. – Минск, 1991. – 104 с. (соавтары Пергаменщик Л.А., Аладьин А.А., Отчик С.В.)

2. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе: Методическое пособие. – Минск, 1991. – 154 с. (соавтары Пергаменщик Л.А., Аладьин А.А., Отчик С.В.)

3. Педагогу о взаимодействии с учащимся в воспитательном процессе: Методическое пособие. – Минск, 1993. – 60 с. (соавтор Аладьин А.А.)

4. Психодиагностика и психокоррекция личности: Учебно-методическое пособие. – Минск: Народная асвета, 1998. – 60 с. (соавтор Пергаменщик Л.А.).

5. Психология общения в учебно-педагогическом процессе. – Мн.: Технология, 2000. – 100 с. (соавторы Аладьин А.А., Амелишко Е.М.).

6. Психологические проблемы материнства и детства: раннее выявление и профилактика / Методическое пособие. – Калининград: ФГУИПП "Янтар. сказ", 2001. – 80 с. (соавтор Воронцова Н.Н.)

7. Социально-психологические проблемы поведения. Курс лекций. – Мн.: БГУ, 2001. – 88 с.

8. Психология. Курс лекций: В 2 ч. Ч. 1. / Под общ. ред. И.А. Фурманова, Л.Н. Дичковской, Л.А. Вайнштейна. – Мн.: БГУ, 2002. – 170 с.

9. Общая психология. Курс лекций: В 2 ч. Ч. 1. – Мн.: БГУ, 2003. – 156 с. (рекомендовано Редакционно-издательским советом БГУ)

10. Основы групповой психотерапии: Учебное пособие. – Мн.: Тессей, 2000. – 256 с. (Допущено Минобразования РБ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений психологических специальностей) (соавтор Фурманова Н.В.)

11. Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для психологов и педагогов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 351 с.

12. Психология депривированного ребенка: Пособие для психологов и педагогов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 319 с. (соавтор Фурманова Н.В.)

13. Если вы решили усыновить ребенка: Пособие для руководителей учреждений образования, социальных педагогов, специалистов социально-педагогических центров и социальных приютов, приемных родителей / Под общ. ред. И.А. Фурманова. – Мн.: ООО "Мэджик Бук", 2004. – 168 с. (Рекомендовано ЦУКиСО НИО) (соавторы Маглыш В.А., Смагина Л.И., Аладьин А.А.)

14. Общая психология: Учебное пособие. – Мн.: Тессей, 2005. – 368 с. (Допущено Минобразования РБ в качестве учебного пособия для студентов психологических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования) (соавторы Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А, Трухан Е.А.)

15. Психология: Пособие для студентов БГУ, обучающихся по спец. гуманит. и естественнонауч. профиля / И.А. Фурманов [и др.] ; под общ. ред. И.А. Фурманова. – Минск: БГУ, 2007. – 259 с.

16. Общая психология Учебник. – Минск: Соврем. шк., 2009. – 512 с. (соавторы Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А.)

17. Основы психологии: Учебное пособие .– Минск: Соврем. шк., 2011.– 496 с. (Допущено Минобразования РБ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений) (соавторы Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А. и др.)

18. Профилактика нарушений поведения в учреждениях образования: учебно-методическое пособие.– Минск: РИВШ, 2010.– 250 с. (соавторы Сизанов А.Н., Хриптович В.А.)

19. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия: пособие для педагогов и психологов общеобразовательных учреждений, учреждений дошкольного образования - Минск : Национальный институт образования, 2010. - 175 с.

20. Псхиология активности и поведения / Электронный реусур : курс лекций. - Электрон. текстовые дан. - Минск : БГУ, 2012. - Загл. с экрана. - №003222122012. Деп. в БГУ 22.12.2012. (190 с.)

21. Психология активности и поведения / Учебно-методическое пособие. - Гродно : ГрГУ. 2013. - 151 с. (соавтор А.В.Ракицкая)

22. Судебно-психологическая экспертиза: лабораторный практикум / Лабораторный практикум / . - Минск : БГУ, 2014. - 66 с. (соавтор И.Е.Метлицкий)

23. Судебно-психологическая экспертиза / Электронный ресурс : учеб.-метод пособие. - Минск : БГУ, 2015. (соавтор И.Е.Метлицкий)

24. Социальная психология агрессии и насилия: профилактика и коррекция / Учебное пособие. - Минск : Изд. Центр БГУ., 2016. - 401 с.

25.Юридическая психология /Учеб.-метод.пособие. – Минск : БГУ, 2017.– 131 c.(соавтор И. Е. Метлицкий)

26. Судебно-психологическая экспертиза [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / И. А. Фурманов, И. Е. Метлицкий. – Минск : БГУ, 2015.

27. Криминальная психология / Хрестоматия [Электронный ре­сурс] : пособие / сост.: И. А. Фурманов, И. Е. Метлицкий. – Минск : БГУ, 2018. – 270 с.

28. Психология активности и поведения. Учебное пособие.– Минск: РИВШ., 2019.– 224 с.

29.Психология эмоций и мотивации // Учебное пособие.– Минск: РИВШ., 2022.– 244 с.

 

Учебные программы, учебно-методические комплексы

1. Современные психологические теории нарушений поведения у детей и подростков: Учебная программа: Психология / Сб. программ учебных дисциплин. – Ч. 2. – Минск: БГПУ, 1998. С. 97-112.

2. Основы групповой психотерапии: Программно-методический комплекс для студентов вечерней и заочной форм обучения. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2000. – 12 с. (соавтор Фурманова Н.В.)

3. Основы психологии и педагогики: Учебная программа для высших учебных заведений. – Мн.: РИВШ БГУ, 2000. – 20 с. (Утверждена Министерством образования РБ 19.11.2000, Рег. № ТД-88/тип) (соавторы Жук А.И., Казимирская И.И. и др.)

4. Педагогика и психология высшей школы: Учебная программа для высших учебных заведений. – Мн.: РИВШ БГУ, 2003. – 20 с. (Утверждена Министерством образования РБ 11.07.2003, Рег. № ТД-287/тип) (соавторы Жук А.И., Казимирская И.И. и др.)

5. Основы групповой психотерапии: Программно-методический комплекс для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения. – Мн.: БГПУ, 2003. – 17 с. (соавтор Фурманова Н.В.)

6. Психология детей с нарушениями поведения: Программно-методический комплекс для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения. – Мн.: БГПУ, 2003. – 24 с.

7. Основы психологии и педагогики: Учебная программа для высших учебных заведений. – Мн.: РИВШ БГУ, 2007. – 56 с. (Утверждена Министерством образования РБ 05.08.2007, Рег. № ТД-СГ.006/тип.) (соавторы Жук А.И., Казимирская И.И. и др.)

8. Общая психология: Учебная программа для студентов, обучающихся по специальности 1-23 01 04 "Психология". – Мн.: БГУ, 2008. – 22 с. (Утверждена Министерством образования РБ 28.12.2007, Рег. № ТД-Е.055/тип.) (соавторы Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А.)

9. Типовая учебная программа "Общая психология" для студентов, обучающихся по специальности 1-23 01 04 "Психология" // Психология.–№ 3, 2008.– С. 44–47, №2, 2009.– С. 20–22. (соавторы Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А.)

10. Психология: электронный учебно–методический комплекс (build 11.12.2009 г.).  (соавторы Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А. и др.)

11.Педагогика и психология высшей школы: типовая учебная программа для учреждений высшего образования по специальностям второй ступени высшего образования.–Мн.: РИВ, 2011.– 40 с. (Утверждена Министерством образования РБ 18.07.2011, Рег. № ТД-СГ.019/тип.) (соавторы Жук А.И., Казимирская И.И. и др.)

12. Психология активности и поведения {Электронный ресурс] : курс лекций. – Электрон. текстовые дан. – Минск : БГУ, 2012. – Загл. с экрана. - №003222122012. Деп. в БГУ 22.12.2012.

Статьи:

1.Интегративная групповая психотерапия агрессивного поведения подростков.

2. Детская агрессивность: аффективно-динамический подход.

3. Стили семейного воспитания, стимулируюшие развитие агрессивности ребенка.

4. Нравственная регуляция агрессивного поведения детей.

5. Этиологический анализ психологических причин нарушений поведения детей подросткового и юношеского возраста.

6. Насилие над детьми: сходство и различие психологических последствий.

7. Аффективно-динамическая теория адаптации.

8. Психологические последствия насилия над детьми.

9. Оценка эмоционального состояния детей-сирот при различных условиях оздоровления.

10. Стратегии коммуникативного контроля в межличностном взаимодействии.

11. Взаимосвязь психологического насилия и эмоционального состояния супругов в семье.

12. Физические наказания в семье и их последствия.

13. Проблема агрессии на рабочем месте.

14. Социальные репрезентации форм психологического насилия в супружеских отношениях в добрачный период.

15. Гендерные различия в эмоциональных переживаниях супружеских отношений в семьях с различной степенью психологического насилия.

16. Эндогенные и экзогенные факторы эстафеты агрессии и насилия в семье.

17. Структура дисциплинарных воздействий при разрешении родительско-детского конфликта.

18. Дисциплинирование ребенка: тактики разрешения родительско-детского конфликта.

19. Психологические факторы насилия над родителями.

20. Виктимизация детей в школьной среде.

21. Возрастные различия в виктимизации школьников со стороны одноклассников и учителей.

22. Моральная регуляция агрессивного поведения детей. // Психологический журнал : ежеквартальное научно-практическое издание / учр.: Республиканский центр проблем человека. - 2010. - № 1(25). - С. 26-32.

23. Согласованность тактик разрешения родительско-детского конфликта при дисциплинировании ребенка.

24. Виктимизация школьников со стороны одноклассников / Фурманов И.А. // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта. Сер. 3, Гісторыя. Філасофія. Псіхалогія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Права. - 2011.-№ 3.-С. 50-54.

25. Психология: история и современность / Фурманов И.А. // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта. Сер. 3, Гісторыя. Філасофія. Псіхалогія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Права. - 2011.-№ 3.-С. 48-49.

26. Динамика эмоционального состояния сотрудников организации в зависимости от роли в агрессивном взаимодействии / И.В. Гулис, И.А. Фурманов // Психологический журнал : ежеквартальное научно-практическое издание / учр.: Республиканский центр проблем человека. - 2011. - № 1-2(27-28). - С. 33-39.

26. Психологическая наука в XXI в.: кафедре психологии – 35 лет.// Философия и социальные науки.– № 3–4, 2011.– С. 22–25

27. Тактики поведения в ситуации переживания ревности: адаптация методики "Коммуникативные реакции на ревность"// Психологический журнал.–№ 1–2 (31–32), 2012.– С. 81–89.

28. Агрессия в служебных отношениях: адаптация методики "Шкала агрессии в служебных отношениях" // Психологический журнал.–№3–4 (33–34), 2012.– С. 101–108.

29. Агрессивность белорусских осужденных с различным составом совершенного преступления// Психология и право.–№ 2 , 2011.– С. 117–125.

29. Организация и перспективы развития экстренной психологической помощи в структуре МЧС// Вестник Командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь.– №2 (14), 2011.– С. 96–104.

30. Виктимизации школьников со стороны одноклассников и учителей// AsistenţaPsihologică, Psihopedagogică şiSocială cafactoraldezvoltăriisocietăţii // Conferinţa ştiinţifică internaţională (16 dec. 2011) / Ed. coord, şt. Igor Racu; col. red.: Carolina Perjan, Verdeş Angela, Bodorin Cornelia (et. al.). – Ch.: S.n.–Vol. 1. – 2011 – Р. 32–37.

31. Межпоколенная эстафета агрессии и насилия в семье: эндогенные и экзогенные факторы // Вестник БГУ.– Серия 3, № 1, 2009.– С.67-72.

32. Феномены садизма и мазохизма: Историческая эволюция представлений / И.А. Фурманов, Т.О. Кулинкович // Психологический журнал. –№ 4 (12), 2006.– С. 22–28.

33. Социальные репрезентации форм психологического насилия в отношении жен в белорусских и американских семьях: кросс–культурные различия// Межкультурное взаимодействие в современной образовательной среде: состояние, проблемы, перспективы: Мат. Междунар. науч.–практ. конф. (11ноября 2011 года) / Нац. Ин–т образования; отв. ред. А.С. Лаптенок, А.А.Павильч.– Минск: НИО, 2011.– С. 120–127.

33. Аттитюды студентов к проявлению насилия в социальных отношениях // Психолого-педагогические проблемы личности и общества // Мат. Междунар. науч.-практ. конф. (20 февраля 2014 года). –Днепропетровск: Середняк Т. К., 2014. – С. 72–74.

34. Возрастные различия тактик разрешения родительско-детского конфликта в белорусских и китайских семьях // Психолого-педагогические проблемы личности и общества // Мат. Междунар. науч.-практ. конф. (20 февраля 2014 года). –Днепропетровск: Середняк Т. К., 2014. – С. 145–148.

35. Взаимосвязь агрессивности и ревности в романтических и брачных отношениях // Психолого-педагогические проблемы личности и общества // Мат. Междунар. науч.-практ. конф. (20 февраля 2014 года). –Днепропетровск: Середняк Т. К., 2014. – С. 148–150

36. Модели дисциплинирования в процессе социализации ребенка // Актуальные проблемы социализации учащейся молодежи [Электронный ресурс] : сб. науч. ст. / под общ. ред. И. А. Фурманова. – Минск : БГУ, 2013. – С. 7–20.

37. Сценарии поведения в ситуации провокации агрессии младших школьников с различными стилями атрибуции враждебности / И.А.Фурманов // Псхиологический журнал. - №1-2 (35-36), 2013. - С. 51-60.

38. Аффективно-динамическая модель агрессивного поведения // Психологические проблемы агрссии в социальных отношениях: Монография / и.А.Фурманов  [и др.] ; под науч. ред. И.А.Фурманова ; Брест. гос. ун-т им. А.С.Пушкина, Белорус. гос. ун-т. - Брест : БрГУ, 2014. - С. 5-20

39. Аттитюды к проявлению насилия в социальных отношениях: разработка опросника насильственных установок // Психологические проблемы агрессии в социальных отношениях: Монография / И.А.Фурманов [и др.] ; под науч. ред. И.А.Фурманова ; Брест. гос. ун-т им. А.С.Пушкина, Белорус. гос. ун-т. - Брест : БрГУ, 2014. - С. 146-157

40. Гендерные различия в тактиках разрешения родительско-детского конфликта в белорусских и китайских семьях // Психологические проблемы агрессии в социальных отношениях: Монография / И.А.Фурманов [и др.] ; под науч. ред. И.А.Фурманова ; Брест. гос. ун-т им. А.С.Пушкина, Белорус. гос. ун-т. - Брест : БрГУ, 2014. - С.206-216

41. Возрастные и половые различия в стратегиях поведения в конфликте школьников подросткового и юношеского возраст // Психологические проблемы агрессии в социальных отношениях: Монография / И.А.Фурманов [и др.] ; под науч. ред. И.А.Фурманова ; Брест. гос. ун-т им. А.С.Пушкина, Белорус. гос. ун-т. - Брест : БрГУ, 2014. - С. 231-240

42. Влияние сюжетов мультфильмов насильственного содержания на агрессивности и атрибуцию враждебности школьников в период среднего детства // Психологические проблемы агрессии в социальных отношениях: Монография / И.А.Фурманов [и др.] ; под науч. ред. И.А.Фурманова ; Брест. гос. ун-т им. А.С.Пушкина, Белорус. гос. ун-т. - Брест : БрГУ, 2014. - С. 240-254

43. Атрибуция враждености и сценарии поведения детей в ситуации провокации агрессии // Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития. - Вып. 3 (11), 2014. - С. 267-272

44. Ядро установок коммуникативных реакций на ревность: гендерные различия / И.А.Фурманов // Психологический журнал. - №3-4 (41-42), 2014. - С.10-14.

45. Половые, возрастные и ролевые различия в коммуникационных реакциях на ситуацию, вызвающую ревность / И.А. Фурманов // Философия и социальные науки. -№2, 2015. - С 73-83.

46. Виктимизация школьников со стороны сверстников (на примере российской и белорусской выборок) / И.А.Фурманов, Л.И.Дементий, В.Е.Купченко // Вестник омского университета. Серия "Психология". 2015. - №2. - С. 30-38.

47.Сравнительный анализ коммуникативных реакций на ревность в период ранней взрослости // Культура. Взаимодействие. Диалог : сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол.: Л. М. Даукша (гл. ред.), А. В. Ракицкая (зам. гл. ред.). – Гродно : ГрГУ, 2015. – С. 322–333.

48. Генезис расстройств поведения и приспособительных реакций: аффективно–динамическая модель агрессии // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2016. – N 4(39) [Электронный ресурс]. –URL:  http://www.mprj.ru/archiv_global/2016_4_39/nomer02.php

49. Адаптация методики «Cовладание с завистью в служебных отношениях» // Философия и социальные науки. - 2016. - № 2. - С. 82-87.

50. Адаптация многофакторного опросника стиля вождения // Философия и социальные науки. - 2016. - № 2. - С. 88-93.  

51. Психологическое образование и наука в БГУ: кафедре психологии 40 лет. // Философия и социальные науки. - 2016. - № 3. - С. 32-37.

52. Коммуникационные реакции в романтических и супружеских отношениях на ситуацию, вызывающую ревность // ЧФ:Социальный психолог. - 2016. - Выпуск №1 (31). - С. 506-523.

53. Выбор жертвы как информацтивный признак при разработке психологического профиля серийного преступника // Журнал Белорусского государственного университет. Философия. Психология. - 2017. - №1. - С. 98 - 102.

54. Особенности агрессии подростков, переживших насилие со стороны сверстников // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. - 2017. - №2. - С. 73-79.

55. Личностные особенности реактивногго сопротивления в служебных отношениях // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. - 2017. - №2. - С. 85-9185-91.

56. Возрастные различия в диспозиционных секусальных мотивах мужчин и женщин в приеод ранней взрослости // Медицинская психология в России: электрон. науч.журн. - 2017. - Т. 9, №4 (45).

57. Мотвиация вандального поведения юношей и девушек с различной склонностью к отклоняющемуся поведению // Научные труды Республіканского института высшей школы. Вып. 17 (3). _ Мінск: РИВШ, 2017. - С.166-174.

58. Ревность в триадических дружеских отношениях //Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. - 2017. - №3. - С. 103-109.

59. Ревность социального сравнения как аттитюд// Право. Экономика. Психология. Научно-практический журнал.– 2017.– № 3(8).– С. 101-106.

60. Диспозиционные сексуальные мотивы как зеркало ценностей в гетеросексуальных межличностных отношениях // Национальныйпсихологическийжурнал. – 2017. – №4 (28). – С. 75–82.

61. Стратегии совладания с ревностью в романтических и супружеских отношениях // Вестник Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Серия: Психология.– 2017.– 1(6)/2(7). – С. 139-143.

62. Личностные особенности и переживание насилия со стороны сверстников как факторы суицидального риска у подростков // Вестник Омского университета. Серия «Психология».– 2018. – № 2. – С. 38–46.

63. К вопросу о судебной экспертизе психологических признаков достоверности показаний в уголовном процессе // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология.–2018.– № 3.– С. 107–112.

64. Буллинг: стратегии коммуникативного контроля в межличностном взаимодействии школьников // Буллинг в условиях образовательной среды: межкультурный аспект: монография /Н.В. Кухтова [ и др.]; под ред. Н.В.Кухтовой, С.М. Шингаева.– Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2018. – С. 20–29.

65.Социальные сети и ролевой репертуар виктимизации в школьной среде // Буллинг в условиях образовательной среды: межкультурный аспект: монография /Н.В. Кухтова [ и др.]; под ред. Н.В.Кухтовой, С.М. Шингаева.– Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2018. – С. 48–58.

66. Буллинг в белорусской школьной среде // Буллинг в условиях образовательной среды: межкультурный аспект: монография /Н.В. Кухтова [ и др.]; под ред. Н.В.Кухтовой, С.М. Шингаева.– Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2018. – С. 90-97.

66. Половая дифференциация коммуникационных реакций на ревность в зависимости от стиля привязанности // Актуальные проблемы личности и социального взаимодействия : сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы ; науч. ред.: А. В. Ракицкая, О. Г. Митрофанова. – Гродно : ГрГУ, 2018. – С. 258–268.

67.Психометрическое обоснование методики оценки ситуации провокации ревности социального сравнения // Актуальные проблемы личности и социального взаимодействия : сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы ; науч. ред.: А. В. Ракицкая, О. Г. Митрофанова. – Гродно : ГрГУ, 2018. – С. 269–274.

68.Коммуникационные реакции на ревность индивидов с различными стилями привязанности // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия  «Педагогические науки». – 2018. – № 15. – С. 60 -67.

69.Взаимосвязь стилей привязанности и коммуникационных реакций на ревность в романтических и супружеских отношениях // Право. Экономика. Психология. Научно-практический журнал.– 2018.– № 4(12).– С. 64-73.

70. Методика оценки ситуации провокации социально-сравнительной ревности // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология.–2019.– № 1.– С. 91–103.

71. Взаимосвязь стиля привязанности и коммуникационных реакций на ревность: половые сходства и различия //Социальная психология и общество.– 2019. –Т. 10. – № 1. – С. 115—133.

72.Вариативность тактик разрешения родительско-детского конфликта при дисциплинировании ребенка в семье // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: Сб. науч. трудов Междунар. науч.-практ. конф. –Ереван:  Российско-Армянский университет, 2019.– С. 402–407.

73. Анализ почерка как дополнительное средство диагностики агрессии в детском проективном рисунке //Актуальные вопросы судебной психологической экспертизыи комплексной экспертизы с участием психолога. Перспективы научного и прикладного исследования почерка / Сб. материалов III Междунар науч.-практ.. конф. – Калуга, 2019. – С. 172–178.

74. Жадность как психологическая категория //Философия и социальные науки в современном мире: материалыМеждунар. науч.-практ. конф. к 30-летию фак. философии и соц. наук Белорус. гос. ун-та.  –Минск: БГУ,  2019.– С. 604–609.

75. Любовные аттитюды в романтических и супружеских отношениях // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. –2019. – № 3.– С. 74-81.

76. Коммуникационные реакции на ревность индивидов с различными ментальными моделями Я и Других //Вестник Омского университета. Серия «Психология». – 2019. – № 2. – С. 14–24.

77. Феномен жадности: психологическая трактовка// Психологический Vademecum: Психологическая феноменология в образовательной среде: мультидисциплинарный подход : сборник  научных статей / под ред. С.Л. Богомаза и др. – Витебск : ВГУ, 2019. – С. 42–46.

78. Любовные аттитюды в период перехода к ранней взрослости: межпоколенное сравнение // Право. Экономика. Психология. Научно-практический журнал.– 2019.– № 4(16).– С. 97-105.

79. Влияние агрессивности на насильственные аттитюды в социальных отношениях // Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: субъект-субъектная коммуникация как фактор социализации индивида : материалы V Междунар. науч. конф., Минск, 2020.– С. 311–314.

80. Влияние ментальных моделей Я и Других на коммуникационные реакции на ревность // Психологический Vademecum: М,М,Бахтин и Витебщина: сборник научных статей / под ред. С.Л. Богомаза и др. – Витебск : ВГУ, 2020. – С. 25–30.

81. Разработка шкалы диспозиционной жадности // Журнал БГУ. Философия, психология. – 2020.– № 3. –С. 78–86.

82. Аттитюды студентов в отношении насилия // Интеграция образования. – 2020. – Т. 24, № 4. – С. 622–640.

83. Стыд и вина как моральные регуляторы агрессивного поведения // Психологический Vademecum: Социализация личности в условиях неопределенности:(региональный аспект : сборник научных статей / под ред. С.Л. Богомаза и др. – Витебск : ВГУ, 2021. – С. 43–48.

84. Иерархия и структура любовных аттитюдов белорусов и китайцев // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. – 2021. – 3. С. 73-83.

85. Агрессивность осужденных за сексуальные и несексуальные преступления как предиктор насильственных аттитюдов в отношении женщин // Право. Экономика. Психология. Научно-практический журнал.– 2021.– № 4(24).– С. 84–92.

86.Кросс-культурные различия в любовных аттитюдах белорусов и китайцев // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 4. C. –114-126.

87. Антисоциальные и агрессивные черты личности осужденных за убийство // Психология и право. – 2022. – Том 12. – № 2.– C. 2–14.

88. Внутренняя согласованность шкал китайского варианта опросника «Аффективные мотивационные ориентации в сексуальной жизни» // . Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология.–2022.– № 2.– С. 49-58.

89. Тенденции в возрастной динамике применения тактик разрешения родительско-детского конфликта в китайских семьях // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология.– 2022. – № 2.– С. 66-75.

90. Гендерные особенности социокультурной адаптации китайских студентов, обучающихся в Беларуси // Право. Экономика. Психология. – 2022. – № 3 (27). – С. 65–72.

91. Любовные аттитюды студентов с различными стилями привязанности // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. –2022. – 3. – С. 83-94.

92. Влияние личностных черт агрессивности и эмпатии на насильственные аттитюды // Психологический Vademecum: Метатеория: социокультурно-контекстуальная интердетерминация диалогизма: сборник  научных статей / под ред. С.Л. Богомаза и др. – Витебск : ВГУ, 2022. – С. 17–21.

93.Личностные детерминанты любовных аттитюдов китайских студентов // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Серыя 3. Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. – Том 13. – № 1.– 2023. – С. 136 –146. https://e.lanbook.com/journal/issue/337001.

94.Совладание с завистью в служебных отношениях субъектов с различными характеристиками психосоциальной адаптации // Социальная и экономическая психология.–. 2023. –Том 8. –№ 1(29).– С. 197–219. https://rep.polessu.by/bitstream/123456789/28537/1/Sovladanie_s_zavist%27iu.pdf
a. http://soc-econom-psychology.ru/engine/documents/document1131.pdf

95.Гендерные различия во взаимосвязях личностных черт «Большой пятерки» и «Темной триады» у китайских студентов. // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология –2023.–.№ 2.– С. 74-83. https://journals.bsu.by/index.php/philosophy/article/view/5446/5486.

96.Влияние показателей социокультурной адаптации, социальной поддержки и стратегий совладающего поведения на состояние психического здоровья китайских студентов. // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. – 2023.– № 2.– С. 108-118. https://elib.bsu.by/handle/123456789/301752.

97.Гендерные различия в мотивации любовных отношений китайских студентов. // Веснік Брэсцкага ўніверсітэта. Серыя 3. Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. – 2023. – № 1. – С. 122–131. https://www.brsu.by/sites/default/files/vesnik/filologiya._pedagogika._psihologiya.pdf.

98.Личностные детерминанты сексуальной мотивации китайских студентов. // Право. Экономика. Психология. – 2023. – № 2(30). – С. 29–38. https://rep.vsu.by/handle/123456789/39368.

99.Агрессия и нарушения поведения у детей: что нужно знать родителям и педагогу // Выхаванне i дадатковая адукацыя . – 2023.– №1. – С. 36–42. https://per.nlb.by/bel/zhurnaly/?select=preset-year&preset-year=2023&source=2841.

100.Гендерные отличия в сексуальной мотивации личности в различные возрастные периоды ранней взрослости // Психологический Vademecum: Профессиональный рост личности в поликультурной среде: региональный аспект : сборник научных статей / Витеб. гос. ун-т ; под ред. С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи, С.Ф. Пашковича. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2023. – С. 379–383. https://rep.vsu.by/handle/123456789/41110.

 

Англоязычные статьи:

1. Gender and cross-cultural differences in manifestations of psychological abuse in marital relations.

2. The mechanism of occurrence of aggression in the crisis situation: the affective-dynamic theory of adaptation.

3. Relationship between psychological violence and emotional state couples in family.

4. Victimisation in Workplace Relations.

5. Expressive and instrumental social representations of aggression: responses to provoking scenarios.

6. Aggression in Belarusian's incarcerated adult male offenders.

7. Valutazione dello stato emotivo dei bambini orfani in diverse condizioni di cura// Esiste ancora il problema Chernobyl? Problemi e prospettive dell’ospitalita/ Congresso Internationale.– Roma, 1997.– P. 51–56.

8. Levels of regulation of aggressive behavior//12th European Conference on Personality.University of Groningen, The Netherlands , 18.7.-22.7.2004. Conference Abstracts / Boele De Raad, Karen Van Oudenhover–Van der Zee (Eds.). - Groningen : Pabst Science Publishers, 2004.– p. 113.

9. Personal determinants of prosocial behavior: gender differences//12th European Conference on Personality.University of Groningen, The Netherlands , 18.7.-22.7.2004. Conference Abstracts / Boele De Raad, Karen Van Oudenhover–Van der Zee (Eds.). - Groningen : Pabst Science Publishers, 2004.– p. 114.

10. Correlations between psychological violence and emotional state in married couples// XVII World Mitting of the International Society of Research on Aggression. University of Minnesota Minneapolis, MN. July25 -29.–Minneapolis, MN 2006.– p.35

11. Teenager’s gender attitudes regarding violence / European Proceedings of Social and Behavioural Sciences.–2020. – Vol. 91 .– Р. 42-49.

 

Руководство научными исследованиями:

Министерство образования РБ

1. Методологические и методические принципы психолого-педагогической диагностики учащихся разных возрастных групп (1991–1993 г.г.).
2. Разработка положений об областной и городской службе социально-психологической помощи и поддержки молодежи и молодой семьи (1993 г.).
3. Психопрофилактика и коррекция деструктивного поведения учащихся (1994–1996 г.г.).
4. Научно–практические основы внешкольной психолого–педагогической помощи учащимся с отклонениями в социальном развитии (1994–1996 г.г.).
5. Психолого–педагогические основы социального воспитания (1995-1999 г.г.).
6. Психологическое обеспечение воспитательного процесса учащихся спецучреждений (1997–1999 г.г.).
7. Разработать психокоррекционные программы и организационно–методическое обеспечение психологической помощи детям с отклонениями в поведении и развитии (1997–2000 г.г.).
8. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в спецучреждениях системы образования (1997-2000 г.г.).
9. Методологические и теоретические проблемы психологии семьи (2000 –2002 г.г.).
10. Разработка электронного учебно-методический комплекс «Основы психологии» по дисциплине «Основы психологии и педагогики» для всех специальностей в соответствии с новыми образовательными стандартами (2009.г.).
11. Разработка и создание в учреждениях образования системы предупреждения и профилактики насилия, выявления признаков насилия в отношении несовершеннолетних, оказания психолого-педагогической помощи детям, потерпевшим от преступлений и правонарушений (2018.г.).

 

 Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований

1. Психологические проблемы адаптации вынужденных мигрантов на территории Республики Беларусь и пути их коррекции (2005 – 2007 г.г. Грант конкурса проектов фундаментальных поисковых исследований "НАУКА-2005").

2. Создание системы психологических технологий первичной профилактики психосоматических заболеваний учащейся и студенческой молодежи (2013-2015 г.г. Грант конкурса проектов фундаментальных поисковых исследований "НАУКА-2013").

 

Государственные программы

 1. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция поведения и личностного развития детей в условиях школьного и семейного воспитания (1991–1995 г.г.) в Государственной программе «Охрана материнства и детства в условиях воздействия последствий катастрофы на ЧАЭС».
2. Мониторинг психосоциального статуса и разработка эффективных методик психологической реабилитации пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС (1996–2000 г.г.) в Государственной программе ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы на 1996-2000 годы.
3. Мониторинг психического состояния детей, проживающих на загрязненных территориях, в процессе оздоровления в Президентской программе «Дети Беларуси» (подпрограмма «Дети Чернобыля» (2000 г.).
4. Разработать учебно-методическое обеспечение преподавания в вузах дисциплины «Общая психология» для специальности Е 1–230104 – Психология (2004 - 2005г.г.) в Государственной программе развития социально-гуманитарных наук на 2003-2005 годы.
5. Разработать научно-методическое основы стандартизации психологического образования для специальности Е 1–230104 – Психология (2005 г.) в Государственной программе развития социально-гуманитарных наук на 2003-2005 годы.
6. Отношение личности к экономическим инновациям (2006 -2010 г.г.) в Государственной программе прикладных научных исследований на 2006–2010 годы «Экономика и общество».
7. Исследование психологических особенностей, анализ причин, последствий и профилактика агрессивного взаимодействия в современных социальных отношениях, обеспечивающих безопасность Республики Беларусь в политической и гуманитарной сферах (2006-2010 г.г.) в Государственной программе прикладных научных исследований на 2006–2010 годы «Национальная безопасность».
8. Исследовать состояние противоправного поведения несовершеннолетних в Республике Беларусь, разработать научное сопровождение социальной и психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, а также концептуальные подходы к прогнозированию противоправного поведения несовершеннолетних (2006 -2010 г.г.) в Государственной программе «Дети Беларуси» Подпрограмма «Дети и закон. Воспитание личности» на 2006 -2010 г.г.
9. Разработать и внедрить в учреждениях системы образования, труда и социальной защиты, обороны, внутренних дел, культуры, работающих с семьями, детьми и молодежью образовательно-воспитательные программы (курсы по выбору, факультативы) и их методическое обеспечение по профилактике насилия в семье, коллективе, обществе и формированию навыков ненасильственного разрешения конфликтов» в Президентской программе «Дети Беларуси» (подпрограмма ”Социальная защита семьи и детей“) (2008 г.).
10. Разработка психологических и психофизиологических критериев и индикаторов профессионального отбора и определения профессиональной пригодности военных летчиков» (2019г., ГПНИ «Информатика, космос и безопасность», подпрограмма «Научное обеспечение безопасности человека, общества и государства»).

Проекты ЮНИСЕФ

1. Общенациональное исследование по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь под эгидой ЮНЕСКО (2007–2008 г.г.).

2.Оценка ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь(2017–2018 г.г.).

 

Научные интересы

  • Психологические и социально–психологические проблемы агрессивного поведения.
  • Психологические проблемы человеческого поведения.
  • Психологические и социально-психологические проблемы адаптации.
  • Диагностика и психологическая коррекция нарушений личностного развития и поведения детей, подростков и взрослых.
  • Психологические механизмы регуляции мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сфер личности детей и подростков.
  • Психологические проблемы семьи и детско-родительских отношений.