В целях расширения профессиональных интересов студентов и исходя из запросов практики в 2016 г. на кафедре психологии открыта учебная лаборатория по криминальной психологии, которой на общественных началах руководил доцент И.Е.Метлицкий.

Сотрудники кафедры ведут активную учебно-методическую работу. Увидел свет первый в истории белорусской психологии учебник «Общая психология» (Л. А. Вайнштейн, В. А. Поликарпов, И. А. Фурманов). Изданы десятки учебных, учебно-методических и методических пособий, курсов лекций, практикумов и других учебных материалов.                                                

Ежегодно десятки студенты участвуют в Республиканском конкурсе научных работ студентов, становясь впоследствии в номинации «Психология, педагогическая и коррекционная психология» либо победителями, либо дипломантами. В целях профессионального роста учащихся кафедра проводит студенческую олимпиаду по психологии «ПсиОлимп».

В новое тысячелетие сотрудники кафедры психологии вступил и с множеством новых и перcпективных научных идей, которые нашли воплощение    в широком спектре психологических исследований, отвечающим современным и самым актуальным    направлениям развития белорусского общества. Динамично развивалась кафедральная наука, тематика которой максимально учитывала научные интересы сотрудников.                                                             

В период 2001—2005 гг. сотрудниками кафедры выполнялась тема «Исследование динамики психосоциальной адаптированности на различных этапах онтогенеза» (научный руководитель—доктор психологических наук профессор Фурманов И. А.). Были   получены данные о психологических закономерностях, определяющих динамику психосоциальной адаптированности у представителей стигматизированных групп, пациентов с различными заболеваниями, у детей с отклонениями психофизического развития, у детей и взрослых, являющихся жертвами физического и психологического насилия.

С 2006 г. начала разрабатываться следующая пятилетняя тема «Психология здоровья в Республике Беларусь: теория и практика» (научный руководитель — доктор психологических наук профессор Слепович Е. С). Результатами выполнения темы стали методологический анализ проблемы психологии здоровья, теоретическое обоснование модели взаимосвязи психологических факторов и здоровья человека, научное обоснование и определение содержания методического обеспечения изучения психологии здоровья и здорового образа жизни, выделение основных проблем изучения здорового образа жизни в сфере клинической, социальной, детской, специальной и педагогической психологии, определение конкретных методов изучения отношения к здоровому образу жизни, уровню психической саморегуляции, удовлетворенности качеством жизни, стрессоустойчивости, Я-концепции,   выявление социально-психологических условий,   способствующих безопасному поведению, а также особенностей формирования адекватных отношений с социальной средой у детей с особенностями психофизического развития.

Большое внимание было уделено прикладным аспектам разработки проблемы здорового образа жизни. В частности, было сделано обоснование наиболее перспективной методики исследования психологических факторов здорового образа жизни, разработаны и апробированы психологические методы содействия здоровому образу жизни и определены наи­более эффективные психологические технологии содействия здоровому образу жизни.

В 2011 г. начата разработка новой кафедральной темы «Социализация субъекта на разных этапах онтогенеза»(научный руководитель—доктор психологических наук профессор Фурманов И. А.), Сотрудниками кафедры выполнялись целый ряд тем НИР, финансируемых Министерством образования, Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований, ЮНИСЕФ, а также заданий в различных государственных программах научных исследований.

В 2005 г. был получен грант конкурса проектов фундаментальных поисковых исследований «НАУКА-2005» на выполнение темы «Психологические проблемы вынужденных мигрантов на территории Республики Беларусь и пути их коррекции» (2005 — 2007 гг., научный руководитель — доктор психологических наук профессор Фурманов И. А.). Итогом проведенной работы стали разработка системы психологически обоснованных мероприятий, способствующих бесконфликтной адаптации вынужденных мигрантов на территории Республики Беларусь, позволяющих предотвратить рост уровня конфликтности в обществе на межэтнической основе, содействие успешной психологической интеграции вынужденных мигрантов в белорусское общество, а также разработка программы психологической адаптации вынужденных мигрантов на территории Республики Беларусь.

В рамках Государственной программы прикладных научных исследований на 2006—2010 гг. «Национальная безопасность» выполнялась тема «Исследование психологических особенностей, анализ причин, последствий и профилактика агрессивного       взаимодействия в современных социальных отношениях, обеспечивающих безопасность Республики Беларусь в политической и гуманитарной сферах» (2006—2010 гг., научный руководитель — доктор психологических наук профессор Фурманов И. А.). Сотрудниками кафедры, участвующими в этом проекте, были проведен теоретико-методологический анализ проблемы агрессии и насилия в социальных отношениях, определены методические основы изучения проблемы агрессии и насилия в социальных отношениях, разработан диагностический инструментарий, предназначенный для изучения распространенности физического, психологического и сексуального насилия, определены распространенность и установлены возрастная и половая динамика физического и психологического насилия в сфере образования, выявлены последствия физического и психологического насилия в сфере образования. В сфере семейных отношений были определены распространенность насилия в супружеских отно­шениях, выявлены гендерные различия в эмоцио­нальных переживаниях супружеских отношений в зависимости от насильственного взаимодей­ствия, установлена распространенность насилия в родительско-детских отношениях, выявлены последствия физического и психологического на­силия в системе семейных отношений.

В результате проведенной работы на основе раз­работанных методик были определены распростра­ненность и установлены различия в проявлениях физического и психологического насилия в сфере производственных отношений (госучреждения и организации) и их последствий. Выявлены по­следствия физического и психологического наси­лия в сфере производственных отношений.

Были получены новые данные о закономер­ностях выбора тематики молодежных мультфиль­мов насильственного содержания в зависимости от уровня агрессивности и тревожности подростков и юношей, о динамике психофизиологических по­казателей индивидов с разными уровнями агрессив­ности при просмотре порнографического материала насильственного и ненасильственного содержания. В Государственной программе прикладных на­учных исследований на 2006—2010 гг. «Экономи­ка и общество» была выполнена тема «Отношение личности к экономическим инновациям» (2006— 2010 гг., научный руководитель — доктор психологических наук профессор Фурманов И. А.). В результате проведенных исследований были выявлены монетарные стратегии бизнесменов, получены срав­нительные данные о монетарных стратегиях людей, занимающихся бизнесом, и государственных служа­щих, разработана базовая программа комплексного изучения экономического поведения, осуществлена апробация программы комплексного изучения эко­номического поведения.

Активное участие преподаватели кафедры пси­хологии приняли в выполнении Государственной президентской программы «Дети Беларуси» (2006— 2010гг.):

— «Исследовать состояние противоправного поведения несовершеннолетних в Республике Беларусь, разработать научное сопровождение соци­альной и психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, а также концептуальные подходы к прогнозированию противоправного поведения несовершеннолетних» (научный руководитель — доктор психологических наук профессор Фурманов И. А.);

— «Разработать и внедрить в учреждениях си­стемы образования, труда и социальной защиты,обороны, внутренних дел, культуры, работающих с семьями, детьми и молодежью, образовательно-воспитательные программы (курсы по выбору, факультативы) и их методическое обеспечение по профилактике насилия в семье, коллективе, обще­стве и формированию навыков ненасильственно­ го разрешения конфликтов» (научный руководи­тель — доктор психологических наук профессор Фурманов И. А.);

— «Разработать и внедрить систему мер, направленных на предупреждение отказа от детей» (научный руководитель — кандидат психологических наук доцент Поликарпов В, А.);

— «Социально-психологические факторы го­товности к усыновлению» (научный руководитель — кандидат психологических наук доцент Поликарпов В. А);

— «Исследование особенностей социально-психологической адаптации детей и родителей в семьях усыновителей с учетом типологии семей и разработка модели комплексного сопровождения семей усыновителей» (научный руководитель — кандидат психологических наук доцент Лахвич Ю. Ф.).

В настоящее время закончена тема «Развитие субъектности у детей с особенностями психофи­зического развития» (2010—2012 гг., научный ру­ководитель — кандидат психологических наук до­цент Поляков А. М.). Проведен анализ категории субъекта и механизмов его развития, анализ катего­рии символа и символической функции сознания, разработана структура символической функции сознания.

Под руководством доктора психологических наук профессора И. А. Фурманова группой бело­русских ученых был реализован проект «Обще­национальное исследование по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Бела­русь» под эгидой ЮНЕСКО (2007—2008 гг.). В ре­зультате проведенного исследования были систе­матизированы имеющиеся материалы локальных исследований по насилию в отношении детей и соответствующая информация относительно форм, причин и последствий насилия в отношении детей и молодых людей, изучено мнение детей, родителей и профессионалов о понятиях «насилие» и «на­силие в отношении детей», установлена степень распространенности различных видов насилия в отношении детей в семье, школе, других детских и иных учреждениях, обеспечивающих содержание и воспитание детей, а также на улице, определена возрастная и половая динамика виктимизации де­тей со стороны сверстников, родителей, педагогов, изучены общественные ресурсы информирования о насилии, модели регистрации и учета случаев насилия в отношении детей в семье, школе, дру­гих детских и иных учреждениях, на улице, про­анализирована система работы по профилактике и противодействию насилию в отношении детей и на этой основе определены успешные модели ра­боты по предупреждению и противодействию на­силию в отношении детей в Беларуси, выявлены степень правовой и образовательной компетентно­сти специалистов, работающих по предупреждению и противодействию насилию в отношении детей. В заключение были разработаны рекомендации по предупреждению насилия в отношении детей и реабилитации пострадавших.

Существенный вклад сотрудники кафедры внесли в научное обоснование и сопровождение учебного процесса в БГУ и психологического об­разования в стране в целом.

В первую очередь это касается выполнения таких тем в Государственной программе развития социально-гуманитарных наук, как «Разработать научно-методическое основы стандартизации психологического образования для специальности Е 1-23 01 04 — Психология» и «Разработать учебно-методическое обеспечение преподавания в вузах дисциплины «Общая психология» для специаль­ности Е 1-23 01 04 — Психология» (2003—2005 гг., научный руководитель — доктор психологических наук профессор Фурманов И. А.). На основании изучения отечественного и международного опыта формирования профессионального психологиче­ского мышления были разработаны государствен­ный стандарт высшего психологического образо­вания, определены основные направления и до­стижения современной психологии и разработана программа курса общей психологии для психоло­гических факультетов университетов, разработаны план-проспект, структура и содержание учебника по курсу «Общая психология» для психологических факультетов университетов.

Достаточно продуктивно выполнялись темы:

- «Теоретические основания университетской подготовки психологов к практике коррекционной работы» (2004—2006 гг., научный руководитель — доктор психологических наук профессор Слепович Е.С.), в рамках которой была разработана и теоретически обоснована модель университетской подготовки психологов к практике коррекционной работы;

- «Разработать учебно-методическое обеспечение преподавания в вузах дисциплины "Психология труда. Эргономика"» (2005—2008 гг., научный руководитель — кандидат психологических наук доцент Вайнштейн Л. А.), итогом которой стала разработка программы курса психологии труда и эргономики для психологических факультетов университетов.

Помимо этого был сделан важный шаг в совершенствовании психологического образования при реализации темы «Разработка электронного учебно-методического комплекса „Основы психологии" по дисциплине „Основы психологии и педагогики" для всех специальностей в соответствии с новыми образовательными стандартами» (2005 научный руководитель — доктор психологических наук профессор Фурманов И. А.). Разработанный электронный учебно-методический комплекс «Основы психологии» по учебной дисциплине «Основы психологии и педагогики» стал базовым для студентов всех специальностей, обучающихся в учреждениях высшего образования Республики Беларусь.

По итогам проводимых научных исследований начиная с 2003 г., были проведены три Международные конференции «Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: проблем и перспективы»,

Не остается кафедра в стороне и от подготовки научных кадров высшей квалификации. В целях повышения качества диссертационных исследований при обучении в аспирантуре был создан институт научной магистратуры. Защита диссертаций осуществляется в совете Д 02.01.19 (председатель -доктор психологических наук профессор И. А. Фурманов, ученый секретарь — кандидат психологических наук доцент Ю. Г. Фролова).