МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ПРОГРАММА

учебно-методических, научно-исследовательских и

профессионально-ориентационных мероприятий

Школы юного философа

ПАЙДЕЙЯ

Составитель:

преподаватель кафедры философии и методологии науки,

кандидат философских наук

Колядко И.Н.

Минск 2021

 

Пояснительная записка

Философия занимает одно из центральных мест в системе современного высшего и среднего образования. Она вносит весомый вклад в формирование мировоззрения личности, способствует становлению его активной гражданской позиции, позволяет адекватно оценить фундаментальные особенности развития современной культуры и цивилизации.

 

В современной ситуации философия воплощает наиболее общие и инвариантные тенденции в развитии социально-гуманитарного образования, реализуя интенцию на критическую рефлексию по поводу основополагающих вопросов бытия. Философия рассматривает мир через призму подлинно человеческого отношения к нему, закладывает основы гуманистического миропонимания. Она способствует самоопределению человека в мире, конструктивному решению наиболее важных смысложизненных вопросов, выработке эффективной жизненной стратегии. По своей природе философия всегда инновационна и критична: с одной стороны, она дисциплинирует мышление человека, с другой – придает ему дополнительные «степени свободы», помогает организовать интеллектуальный творческий поиск.

 

При этом следует отметить, что специалисты в области философии, преподаватели философии и социально-гуманитарных дисциплин, которые впоследствии работают в учреждениях среднего и высшего образования Республики Беларусь и за рубежом, проходят профессиональную подготовку на факультете философии и социальных наук Белорусского государственного университета. Для выполнения этой важной и ответственной задачи на высоком качественном уровне на факультете философии и социальных наук организована Школа юного философа, призванная обеспечить системную учебно-методическую, научно-исследовательскую и профессионально-ориентационную работу на предварительном этапе, еще до поступления абитуриента на философское отделение факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета.

 

Цели и задачи школы юного философа

Цель школы юного философа – формирование профессиональной ориентации учащихся учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования по специальности «Философия».

 

Основными задачами работы школы являются:

  • ознакомление учащихся с предметной областью основных дисциплин философского цикла;
  • развитие навыков критического мышления и рассуждения, умения рационально подходить к решению проблемных ситуаций, ясно и последовательно выражать свои мысли, отстаивать свою позицию в дискуссии;
  • формирование основ системного философско-научного мировоззрения;
  • информирование учащихся и их родителей об условиях обучения на факультете философии и социальных наук и перспективах последующего трудоустройства.

 

Основные формы работы учащихся в школе юного философа

Работа учащихся в Школе юного философа строится по модульному принципу.

 

Первый модуль – учебно-методическая работа – включает знакомство с предметной областью основных дисциплин философского цикла и формирование основ философского мировоззрения преимущественно в форме лекций, мастер-классов с использований электронных средств обучения и интерактивных методик.

Второй модульнаучно-исследовательская работа – предполагает углубление полученных знаний по основным разделам философского знания путем овладения навыками работы с первоисточниками и научными публикациями, развитием критического мышления, рационально-логического рассуждения, умения ясно и последовательно выражать свои мысли в публичных выступлениях, в дискуссиях, при обсуждении философских текстов и проблемных ситуаций, а также знакомство с современными методиками и технологиями поиска и верификации научной информации.

Третий модульпрофессионально-ориентационная работа – включает знакомство с факультетом философии и социальных наук, организацией и особенностями учебного процесса, общей структурой учебного плана по специальности «Философия»», перспективами трудоустройства и профессиональной реализации в форме лекций, бесед и дискуссий со студентами и выпускниками философского отделения, встреч с профессорско-преподавательским составом факультета.

Программой предусмотрено проведение 20 занятий, что составляет 40 академических часов, из расчета 2 часа на одно занятие. Количество занятий и их тематика могут быть скорректированы с учетом динамики и развития философского и научного знания.

 

Примерный тематический план занятий